Тоже что и референдум. Референдумы в современном мире. За что голосуют

Повышаем политическую грамотность: чем отличается референдум от выборов?

Тоже что и референдум. Референдумы в современном мире. За что голосуют

Граждане, достигшие соответствующего возраста, в определенное время приглашаются к избирательным урнам. От них требуется высказать собственное мнение по тому или иному вопросу. Но ание бывает разным.

Давайте разберемся, чем отличается референдум от выборов, чтобы никогда больше не путаться, с какой целью проводится опрос граждан. Это имеет значение для всех членов общества, имеющих активную гражданскую позицию. Ведь каждому приходится столкнуться с дилеммой: пойти к урне или заниматься своими делами.

Чем рискует отказавшийся в той и иной ситуации? А это зависит от ответа на вопрос, чем отличается референдум от выборов. Сейчас сами все поймете.

Определения

Чтобы понять, чем отличается референдум от выборов, необходимо охарактеризовать оба мероприятия. В процессе их изучения выясним и сравним основные черты.

Начнем с референдума. Это, по сути, опрос граждан демократического государства. Людям предлагается ответить «да» или «нет» на конкретный вопрос. Иногда необходимо выбрать вариант из более развернутых предложений. Но все равно суть сводится к тому, что граждане изъявляют свою волю.

То же самое происходит и на выборах. Мероприятие выглядит очень похоже, но смысл у него иной. У избирательного процесса иная цель.

Граждане отдают свой голос за кого-то из кандидатов на место их представителя в определенном органе. К примеру, законодательство РФ разрабатывается Государственной думой.

Каждый субъект федерации выдвигает в этот орган своих представителей с тем, чтобы эти люди лоббировали их интересы.

Получается, что важные для граждан вопросы решаются по-разному. В случае референдума – напрямую, при выборах – опосредованно. Это и есть ответ на наш вопрос. Референдум отличается от прямых выборов тем, что в ходе проведения первого осуществляется прямая демократия, второго – представительная. Имеет ли это значение для обычного гражданина? Давайте разбираться.

Чем отличается референдум от выборов: главные отличия

У каждого из рассматриваемых мероприятий есть собственные характерные черты. Они и объясняют, чем референдум отличается от выборов. Кратко описать их можно по следующей схеме. Мы рассмотрим:

  1. Периодичность.
  2. Круг вопросов.
  3. Целеполагание.
  4. Результат.
  5. Срок действия.

Рассмотрев первый пункт, увидим, что референдум проводится только в случае возникновения важного вопроса, имеющего значение для всего общества. Выборы – это регулярное мероприятие, обусловленное действующим законодательством. По второму пункту тоже есть различия.

На выборах граждане отдают свое предпочтение партиям или личностям, высказывают доверие. В ходе референдума людьми реализуется право на участие в жизни страны.

К примеру, плебисцит может принимать решение по таким вопросам, как изменение конституции, отказ от использования ядерной энергетики и тому подобное.

Целеполагание, результат и сроки действия

Голосование относится к методам непосредственной демократии. Оно дает возможность гражданам высказать свое мнение. Но в ходе ания идет формирование представительских органов власти. Референдум же решает более важные вопросы, которые невозможно доверить депутатам.

Получается, что последний, с точки зрения власти, главнее. Его результаты имеют высшую силу. Референдум дает легитимность решению по контурному вопросу. В отличие от него, выборы только подтверждают мандат.

Кстати, лица, которым народ доверил власть, имеют к ней доступ на определенное время. Обычно это описано в конституции или иных законах страны. По его истечении легитимность мандата исчезает, заканчивается.

А вот решение общенародного волеизъявления (референдума) действует бессрочно. Отменить его возможно только организацией такого же плебисцита.

Общие черты мероприятий

Мы с вами коротко рассмотрели, чем отличается референдум от выборов. Однако у процессов есть и общие характеристики. Следует сказать, что каждое из мероприятий может быть организовано в пределах всего государства или определенного округа. Оба процесса строго описаны в законодательстве, нарушать которое в ходе проведения недопустимо.

Кроме того, от граждан требуется прийти к урне и определиться со своим мнением. То есть оба мероприятия являются формами проявления демократии. К тому же они осуществляются сходными по виду формами. Граждане получают информацию, чтобы сформировать свое мнение. Затем им предоставляется возможность его выразить путем ания.

Последний этап мероприятий – определение решения граждан.

Источник: https://FB.ru/article/286606/povyishaem-politicheskuyu-gramotnost-chem-otlichaetsya-referendum-ot-vyiborov

Правила проведения референдума в России. Досье

Тоже что и референдум. Референдумы в современном мире. За что голосуют

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2018 года Центризбирком России впервые за 25 лет одобрил вопросы, предлагаемые вынести на всероссийский референдум по пенсионной реформе.

С ними в ЦИК обратились три независимые друг от друга инициативные группы: созданные представителями КПРФ в Алтайском крае, жителями Московской области и группой кандидата в мэры Москвы от “Справедливой России” Ильи Свиридова.

Следующим этапом подготовки плебисцита должна стать регистрация инициативных групп.

Всего в истории современной России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года – о введении поста президента РФ, 25 апреля 1993 года – о доверии президенту России Борису Ельцину.

Последний всероссийский референдум – по принятию новой конституции – проводился 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму РФ и Совет Федерации.

В нем приняли участие 54,81% избирателей, 58,43% из проавших высказались за принятие основного закона, против – 41,57%.

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в ании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа.

Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ “О референдуме Российской Федерации” от 28 июня 2004 года, “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 года.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным – “да” или “нет”.

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию – так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум.

Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов.

Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки.

Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных.

По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны.

В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума.

Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Подведение итогов

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами. 

Источник: https://tass.ru/info/5440292

Чем отличается референдум от выборов?

Тоже что и референдум. Референдумы в современном мире. За что голосуют

Как бы народу не хотелось, но над ним есть всегда власть, которую он сам же себе избирает.

Смысл  истинной демократии заключается в следующем: народ обязательно принимает участие в собственной судьбе и решает все самые важные вопросы самостоятельно.

Но такое бывает только на словах, всем известно, что в любой стране мира всегда не решает народ, а решают за него. Власть всегда навязывала, и будет навязывать «правильные решения», в которые люди верят и считают верными.

Граждане государства вправе вольно изъявлять свое мнение, поэтому существуют такие виды прямой демократии – выборы и референдум. На первый взгляд эти два понятия схожи между собой, но это не так. Сходства состоят в механизме проведения.

Значение выборов и референдума

Разобравшись в этих двух понятиях, можно точно уяснить, в чем состоят отличия между ними.

  • Выборы – контролируемый процесс, благодаря которому происходит формирование органов исполнительной и законодательной власти, путем сбора голов граждан страны, принимающих в этом процесс участие.
  • Референдум – форма управления, которая осуществляется гражданами страны, высказывающие мнение по различным важным государственным вопросам.

В выборах могут выдвигать свои кандидатуры представители от общественных движений, партий и просто самовыдвиженцы. Выборы бывают двух видов:

  1. Местные. Происходит формирование местного совета управления, а также представителя, города, региона или губернии.
  2. Всеобщие. Процесс избирания членов парламента или представителя государства.

Выборы считаются демократичным способом формирования органов власти, но при условии соблюдения всех требований и правил всем участниками процесса.

Референдум организуется по мере изъявления воли гражданами и необходимости. Он может быть:

  1. Общегосударственным.
  2. Региональным.
  3. Местным.

В чем разница между этими двумя понятиями?

Референдум и выбору могут проводиться на одинаковых уровнях: местном, региональном и общегосударственном. Что касается порядка назначения и особенностей проведения, то они прописаны законодательством государства и должны в точности соблюдаться. При отклонении от закона участники и организаторы могут понести ответственность.

Что касается рассматриваемых вопросов, то на выборах они строго ограничены – «за» или «против». На референдуме проводиться более качественное обсуждение интересующих проблем – национализация имущества, независимость региона, отказ от использования ядерного оружия и так далее. Участникам референдума предлагаются варианты не только «за» и «против», но и иные альтернативы.

Также необходимо сказать и про результаты. Результат выборов означает легитимность власти, по окончанию срока действия полномочий представителя власти, осуществляются новые выборы. Что касается результатов референдума, то они обладают высшей силой и бессрочным действием, пока не произойдет отмена решения на ином референдуме.

Главные отличительные черты между выборами и референдумом:

  • Периодичность проведения. Референдум проводиться по мере необходимости решения того или иного вопроса, который требует изъявления воли от народа государства. Что касается выборов главы государства, парламента, совета и других исполнительных органов власти, то они должны проводиться через определенный промежуток времени, в некоторых случаях досрочно.
  • Рассматриваемые вопросы. На выборах круг вопросов ограничен, ответы также представлены очень узким выбором. На референдуме народ высказывает свое мнение, которое касается более глобальных масштабов.
  • Результаты. Референдум придает народное добровольное признание конкретному вопросу. Выборы придают легитимность мандату участника процесса.
  • Цель. Выборы проводятся с целью формирования органа исполнительной власти, а референдум – помогает определить условия, благодаря которым будет осуществляться дальнейшее развитие общества.
  • Период действия. Выборы представляют участнику только определенный интервал времени для выполнения своих обязанностей. Решения референдума предусматривают бессрочное свое действие.

В качестве выводов моно сказать, что каждый вариант, проведенный согласно действующего законодательства, считается действенным и обладает определенной силой. Результатов проведенных процессов необходимо строго придерживаться, так как в обеих ситуациях они показывают волеизъявление народа государства. Что выборы, что референдум решают важные вопросы, связанные с развитие государства.

Также необходимо помнить, чтобы выборы проводится в установленном порядке, а референдум – по изъявлению народа. Если участники этих двух процессов не будут придерживаться требований и правил проведения, то будут нести за данное нарушение ответственность.

Учитывается и то, что выбору и референдум могут проводиться на одинаковых уровнях, что немаловажно.

Как бы там ни было, но эти процессы считаются решением народа, которого стоит прислушиваться, ведь без граждан страны не будет и качественной власти в государстве.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-referendum-ot-vyborov/

Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума

Тоже что и референдум. Референдумы в современном мире. За что голосуют

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го ания утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти.

Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума.

К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации”.

Референдум РФ (далее также – референдум) – всенародное ание граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):

  1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном ании.
  2. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
  3. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом .
  4. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
  5. Участие гражданина РФ (далее также – гражданин) в референдуме является свободным и добровольным.

    Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

  6. Голосование на референдуме (далее – ание) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для ания на референдуме в месте для тайного ания.

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.

Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное ание проект новой Конституции РФ.

На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ.

Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре­чить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):

  1. военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
  2. введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
  3. последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
  4. период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), ание по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык РФ, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе РФ, а также языки народов РФ на территориях их компактного проживания.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах ания и о результатах референдума.

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

  1. не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, – при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  2. Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
  3. федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

Референдум

Тоже что и референдум. Референдумы в современном мире. За что голосуют
TR | UK | KK | BE | EN |
референдум в крыму, референдум
Рефере́ндум (лат. referendum)  — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в ании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии.

Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина.

Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

  • 1 Плебисцит
  • 2 Виды референдумов
  • 3 Древний Рим
  • 4 Референдумы в современном мире
    • 4.1 В тоталитарных странах
    • 4.2 В России
      • 4.2.1 Конституция Российской Федерации
      • 4.2.2 Закон России о референдуме
      • 4.2.3 Практика проведения референдумов в современной России
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Плебисцит

См. также: Плебисцитарная демократия

Плебисци́т — (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

В конституционном праве термин «плебисцит» сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения тоже могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное ание выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).

Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.

Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н. э.), с законом Публия (339 год до н. э.) или с законом Гортензия (287 год до н. э.).

С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».

Референдумы в современном мире

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

В тоталитарных странах

Бюллетень референдума по одобрению присоединения Австрии и одновременно по доверию Адольфу Гитлеру (Германия, 1938 г.). Ответ, желательный нацистским властям, имеет больший размер и расположен в центре. Отрицательный ответ значительно меньше и расположен сбоку.

В результате референдума Гитлер получил поддержку в 99,7 %.

Существует мнение, что тоталитарные режимы использовали референдумы как инструмент манипуляции общественным мнением. Для этой цели бюллетени оформлялись так, чтобы влиять на выбор голосующих (на илл.).

В России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года.

На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан РСФСР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей.

На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % авших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %.

За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проавших, но менее половины от общего числа избирателей.

В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное ание по проекту Конституции России. В ании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления.

Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами.

В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении.

Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), ание по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в ании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству участников референдума.

На данный момент на референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Практика проведения референдумов в современной России

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

См. также

  • Референдумы о независимости
  • Агитация по вопросам референдума

Примечания

  1. 12 «The Greek referendum question makes (almost) no sense»
  2. Федеральный конституционный закон о референдуме Российской Федерации
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»

Литература

  • Турищева Н. Ю. Преступления против избирательных прав и права на участие в референдуме / Н. Ю. Турищева; Ассоциация Юридический центр. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2010. — 352 с. — (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса). — 1000 экз. — ISBN 978-5-94201-597-8. (в пер.)

Ссылки

  • Референдум о независимости Токелау в 2007 г.

референдум, референдум барселона, референдум в каталонии, референдум в крыму, референдум валандово, референдум википедия, референдум донецк, референдум каталония, референдум курдистан, референдум це

Референдум Информацию О

Референдум

Референдум
Референдум Вы просматриваете субъект
Референдум что, Референдум кто, Референдум описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-157602.html

Чем отличается референдум от выборов

Тоже что и референдум. Референдумы в современном мире. За что голосуют

В современном правовом мире у гражданина имеются обязательства и возможность выражения своей воли, что касаемо и относительно вопросов государственного управления. Избрание главы государства и формирование составов органов власти выступают основными способами выражения конституционных прав избирателей на участие в политической жизни государства.

Право избираться, избирать членов власти в органы местного самоуправления и выражать свое мнение по тому или иному вопросу, имеющему государственное значение, человеку дано конституционным правом Российской Федерации, и именуется избирательным правом. Оно выражается в форме выборов и референдума.

Что такое референдум?

Референдум является выражением непосредственной демократии. Он считается особым видом пользования избирательными правами граждан, когда объектом ания выступает не определённый претендент на пост, а учитывается мнение всех референтов страны по определенному интересующему вопросу.

Соблюдение процедуры и условий референдума регулируется законодательством. Организация референдума производится по мере необходимости.

Инициатива может исходить как от государственных органов и партий, так и представителей общественных объединений и граждан.

Таким образом, референдум выступает инструментом прямой демократии, когда люди самостоятельно делают выбор по конкретной проблеме, выставленной на ание.

Такой метод принятия значимых политических решений имеет существенные недочёты. Среди них можно отметить наиболее главные. Большое число людей не участвует в референдумах. Решение по вопросу выносится при незначительном большинстве . Всегда есть нюансы, которые не учитываются при принятии решения.

Что представляют собой выборы?

Выборы — это избрание представителей властей путем ания. Они проводятся для утверждения в должности какого-либо лица, представленного для избрания в состав органов управления.

Выборы могут проводиться на различных уровнях государственной организации, начиная с выборов президента страны и заканчивая выбором управляющего предприятием.

 Отсюда следует, что выборы являются механизмом представительной демократии.

Выборы производятся на основе базовых принципов:

  • тайность ания и анонимность предполагают, что никто не имеет права и возможности повлиять на выбор избирателей;
  • равноправие и наличие альтернативных кандидатов;
  • здравая оценка и всенародная огласка СМИ хода подготовки, непосредственно самого процесса выборов и порядка избрания кандидатов;
  • всеобщность выборов даёт гарантию каждому гражданину, достигшему избирательного возраста (18 лет), независимо от его социального статуса, вероисповедания, национальности, пола, уровня образования, фактического места жительства, на возможность принятия участия в выборах в качестве избирателя. Исключением выступают лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными;
  • равенство подразумевает, что каждый избиратель имеет возможность отдать свой голос только за одного кандидата.

Основные отличия данных понятий

Сравнение способов выражения избирательного права позволяет выделить определенное сходство между этими двумя видами волеизъявления граждан. И референдумы, и выборы проводятся на разных уровнях государственного устройства.

Последовательность их организации и особенности назначения регламентируются законодательной базой страны и, соответственно, беспрекословно соблюдаются.

Однако, выборы предполагают ание «против» или «за» кандидатов и представителей партий на определенные места в органах законодательной и исполнительной власти.

Обсуждение на референдуме предполагает решение совершенно разных проблем, касающихся, например принятия поправок к конституции, изменения формы правления или формы государственного устройства, принятия либо отмены законов. Немаловажное значение имеет решение таких вопросов как вступление страны в международную организацию или сообщество, а также присоединение к международному соглашению и ряд других вопросов.

Участники референдума отдают голос либо «за» или «против» конкретного решения поставленного вопроса, либо выбирают один из предложенных альтернативных вариантов. Решения, по вопросам, рассматриваемым на референдуме, имеют высшую силу и распространяют своё действие бессрочно, до того момента, пока не будет нового референдуам касательно этого же вопроса.

Результатом выборов при этом будет являться легитимность власти. То есть, при истечении определённого срока избранные на выборах должностные лица либо переизбираются на новый срок или же уступают своё место приемникам.

Источник: https://fin-book.ru/chem-otlichaetsya-referendum-ot-vyborov/

Закон24
Добавить комментарий