Социологические концепции права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Социологические концепции права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Теория права не является универсальной концепцией. Существует естественный, теологический, марксистский, психологический ее варианты – список можно продолжать долго. В этой статье заострим внимание на социологической школе права, ее достоинствах и недостатках, а также ведущих представителях.

Зарождение направления

Данное течение в правоведении появилось не так давно. О социологической юриспруденции мир узнал в конце XIX века. Другое ее название – доктрина “живого” права. В это же время социология обосновалась в отдельную отрасль знаний, поэтому данная правовая концепция сложилась двумя основными путями:

Основные концепции школы сформировались тогда, когда юридические догмы, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестали удовлетворять большую часть общества. В начале эпохи капитализма судебная система под видом нового толкования стала вводить качественно иные нормы. Отсюда и возникло утверждение о том, что право надо искать не в нормах, а в реальной жизни.

В нашей стране социологическая теория права получила широкое распространение после Октябрьской революции на основе критики старых имперских законов. Однако когда советское государство сформировало свою правовую систему, такие мысли оказались не в почете.

Говоря вкратце, сторонники данного направления считали, что право возникает при реализации законов в повседневной жизни. Этими представителями социологической школы права были:

  • Во Франции – Ф. Жени.
  • В США – Р. Паунд, Гарвардская школа права, Американская реалистическая школа права.
  • В Австро-Венгрии – Е. Эрлих.
  • В России – С. А. Муромцев.

Основные тезисы

Концепции социологической школы права кратко можно выразить следующими тезисами:

  • Право воплощается не в законе или же позитивном праве, а в реализации установленных норм. Отсюда социологическая юриспруденция выходит из рамок закона к правоприменительной практике. Закон – сфера должного, право – сфера сущего.
  • Позитивное право, по которому закон считался книжным и “мертвым”. Его противовесом в современной теоретикам реальности выступало “живое” право, наблюдаемое в действии.
  • Играет роль только реальное поведение участников правовых отношений. А также их юридические действия, отношения, правопорядок, применение законов. Право – это, прежде всего, юридическая практика.
  • Создателями “живого” права выступают администраторы и судьи. Именно они создают закон и являются истинными правотворцами.

Проанализировав учение социологической школы права, можно выделить следующие достоинства ее концепций:

  • Правотворчество на основе реальных прецедентов, изученных на базе конкретно-социологических методов.
  • Общественные отношения ставятся выше правовой нормы.
  • Социологическое правотворчество соответствует децентрализованному управлению, невмешательству государства в экономику и прочим прогрессивным идеям.
  • Только изучение законодательства в реальной жизни, в действии ведет за собой создание эффективных правовых норм, более совершенных законов. Изучение права в жизни проводит к выявлению его недостатков, коллизий, “белых пятен”.

Недостатки теории

Говоря о плюсах и минусах социологической школы права, коснемся ее явных недостатков:

  • Развитие концепции ведет к размытию границ такого понятия, как право. Если под правом понимать прежде всего реализацию законов, утратится разница между законным и противозаконным. Ведь воплощение в жизнь может быть и правомерным, и неправомерным.
  • Если правотворческая деятельность станет прерогативой судей, это может привести к произволу в судебной практике. Особенно в этом ключе критиковали социологическую школу уголовного права.
  • Без устойчивой нормативной основы велика вероятность проявления тенденции к решению судебных дел в пользу экономически и политически влиятельных лиц.

Ключевые особенности теории

Данная теория на фоне остальных имеет существенные отличия, а именно:

  • Чрезмерное внимание к судопроизводству.
  • Отсыл к тому, что первым делом судья должен принимать решение, доверяясь своей интуиции, а лишь затем оформлять его ссылками на пункты закона, другие прецеденты.
  • Лишение правовой нормы активной роли. Нормы устанавливает суд.
  • Истинность теории подтверждалась достижением ею ожидаемого эффекта в реальности.
  • Отказ от изучения сущности права, мотивируемый тем, что ее познать невозможно.
  • Право как орудие для достижения общественных целей.

Концепция Р. Паунда

Познакомимся поближе с трудами яркого теоретика социологической школы права Роско Паунда (1870-1964). Ученый был деканом Гарвардской правовой школы, президентом Международной академии сравнительного правоведения.

Основой для его теории стала философия прагматизма. Суть ее состоит в том, что научная истина достигается только опытным путем, а ценность заключается в прикладной полезности. Отсюда Паунд считал, что право – это субъективный опыт, который не складывается в общие законы. Дальше – больше: цель и задачу права невозможно познать, отчего и все данные ему оценки противоречивы.

При этом ученый выделял один объективный критерий – его полезность для общества. Поэтому юрист должен изучать именно жизнь, применение права, где практическое воплощение последнего наиболее заметное, где оно близко пододвигается к общественной практике.

Паунд полагал, что главная задача теории права – это создание так называемой “социальной инженерии”.

Так назывались средства социального надзора над обществом, которые бы контролировали противостояние агрессивного и социального инстинктов общества, что и является, по мнению теоретика, сутью жизни людей.

А что же право? Оно должно быть высшей формой соцконтроля, так как способно принуждать, дать правомочие на применение силы. Высшая миссия законов здесь – защита вечных начал и ценностей цивилизации, а именно принципов, норм и институтов либерального типа правопорядка.

По Паунду внешних форм у права всего три:

  • Административные и судебные процессы.
  • Режим упорядоченной гражданской деятельности, который поддерживает политически организованный социум путем систематического применения силы.
  • Весь объем правовых предписаний, применяемый судебной и административной системой в политически организованном сообществе.

Отметим еще несколько любопытных высказываний этого теоретика социологической школы права:

  • Законодательство (“книжное право”) и судебный процесс, правопорядок (“право в действии”) должны быть разграничены.
  • Право обязано максимально быстро реагировать на изменения в общественной жизни, отчего нужно сделать легальным судопроизводство, крепко не привязанное к законодательству (“юстиция без права”).
  • Ученый призывал расширить правомочия судей и иных правоприменительных органов. Гарантом защиты от возможного произвола он называл их правосознательность.

Взгляды Паунда в рамках социологической школы права развили “реалисты” – Джером Фрэнк, Карл Ллевеллин, основываясь не только на прагматизм, но и на бихевиоризм. Приведем некоторые тезисы их учения:

  • Юридическая практика и право тождественны.
  • Ценность права измеряется в эффективности его применения.
  • На вынесение решения по конкретному судебному делу большей частью влияют не правовые нормы, а участники процесса, особенности и мотивы их поведения.
  • Судья – главный субъект правотворчества. Отсюда им может быть только юрист, который может как критически оценить закон, так и имеет способность сам сотворить право.
  • Социальная ценность права в том, что оно является чем-то неопределенным, что и позволяет социуму свободно развиваться.
  • Право не должно быть догматичным, оно должно изменяться вместе с реалиями общественной жизни.

Концепции социологической школы права не кажутся лишенными смысла. Но вместе с тем они довольно противоречивы. Данная теория уводит право от догматизма к “живому” правотворчеству, закрывая глаза на то, что такой путь может привести к расцвету анархии и произвола.

Источник: https://FB.ru/article/351112/sotsiologicheskaya-shkola-prava-predstaviteli-plyusyi-i-minusyi

Социологическая школа права

Социологические концепции права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Социологическая теория права – школа «живого права». Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского и др. Она основывается на эмпирических исследованиях, связана с развитием и функционированием правовых институтов.

Под правом здесь понимаются, прежде всего, юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений. Возрастает значение договорного права, но «обязательная сила договоров определяется их формою, а не их содержанием, т.е.

соглашением, а не интересами, как утверждает Иеринг». Главное для данного направления – изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается, прежде всего «живое право». Право и закон здесь разделяются: если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего.

Формулируют «живое право», прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения. Данное понимание права близко к доктрине общего (англосаксонского) права и было направлено в определенной мере против консерватизма немецкой исторической школы права. М.М.

Ковалевский отмечал, что «немецкие юристы утратили сознание той связи, в какой право состоит с ростом культуры и гражданственности. Идея внутреннего развития и тесной зависимости, существующей в каждый данный момент между правом и экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом нации.

Без истории нельзя указать ни органического характера законодательства, ни скрывающихся в нем несовершенств, источник которых всецело лежит в том, что жизнь обогнала юридическое творчество». Отмечается приоритет содержания над правовой формой. По мнению Б.А.

Кистяковского, «недостатком социологической юриспруденции является разработка впоследствии только социологических проблем о причинах и силах, ведущих к образованию и развитию правовых учреждений». Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению».

Разновидностями данного правопонимания являются социальная концепция права и солидаристское учение о праве, в которых право рассматривается как средство достижения социального равновесия и сотрудничества различных социальных слоев в осуществлении власти и преобразований общественной жизни. Акцентируется при этом внимание на регулятивных, социальных функциях права как средства разрешения возможных социальных конфликтов. Теория способствует ориентации права на общедемократические ценности.

Основные положения социологической теории права:

Право и закон не тождественны между собой.

Закон – писанное право.

Право – реализация закона (т.е. правопорядок, юридическая практика, правоприменение). То есть право – это норма в действии. А норма в законодательстве – это мертвое право.

Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.

Недостаток теории – в фактическом отождествлении права и правопорядка. Не сформулировано понятие «право».

Существует множество версий, теорий, которые связаны с вопросом происхождения права. Как одну из наиболее распространенных наряду с естественно-правовой, исторической, социологической можно выделить психологическую теорию права – теорию интуитивного права.

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Петражицкий, Росс, Рейснер и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества.

Все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право.

Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право устанавливается государством и обеспечивается им.

Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого.

Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения.

Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права, а именно:

  • 1) право делится на позитивное (установленное государством) и интуитивное (исходящее из личных переживаний);
  • 2) интуитивное право состоит из императивных норм (то, что человек ОБЯЗАН сделать) и атрибутивных норм (собственное мнение о праве, притязание на то, что, по мнению человека, он имеет право иметь);
  • 3) причины появления права коренятся в психике людей;
  • 4) субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;
  • 5) юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-то;
  • 6) истинным авторы теории считали именно интуитивное право, т.к. именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям.

Достоинства психологической теории права:

  • – признание психологического элемента в возникновении и функционировании права;
  • – интуитивное право имеет много общего с правосознанием.

Теория обращает свое внимание на психологическую сторону воздействия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения.

И на самом деле, если цепь правовых предписаний перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувства индивида, его психологические импульсы станут тем последним звеном, которое напрямую соприкасается с конкретным поведением, таким образом, определяет его.

Действительно, право не сможет регулировать поведение по-другому, только через интеллектуально-психологическую сферу человека.

Недостатки:

  • – недостаточный учет других факторов (кроме психологического);
  • – объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом.

Но нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения человека свести лишь к психологической или эмоциональной сфере человеческой личности. Недостаточно объяснять все исключительно ей или только из нее. Необходимо учитывать одновременно как специально-юридические, так и общесоциальные факторы и механизмы, которые имеют здесь не меньшее значение.

По существу, Л.И. Петражицкий сосредоточил внимание на психологической стороне формирования правомерного поведения, выводя эту сторону даже за рамки интеллектуальной стороны. Он полагал, что специфическая природа явлений права коренится в области эмоционального, импульсивного, в области переживаний, а не в области разума.

Такое право он называл интуитивным и противопоставлял его праву позитивному (нормам, велениям, запретам, обращенным к лицам, подчиненным праву и правоотношениям). Интуитивное право определяется психологическим отношением адресата к праву объективному, официальному (позитивному). Таким образом, Л.И.

Петражицкий признавал существование и позитивного права, хотя придавал ему весьма ограниченное значение. Автор теории подчеркивал, что интуитивное право является чисто психологическим явлением, явлением индивидуальной психики и не может быть представлено как объективная реальность. Реальным в правовом регулировании Л.И.

Петражицкий считал только индивидуальное правосознание, субъективное переживание индивидом сознания двусторонней, императивно-атрибутивной связанности воли.

Именно эта связь императивных, повелительных (в отношении других лиц) притязаний и атрибутивных (обязательных для субъекта) притязаний, существующая в психологической сфере индивида, отличает право от других социальных регуляторов и, можно сказать (по Петражицкому), правом и является.

Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна.

Критикуя взгляд на право как веление государства, автор отмечал, что реально правом оказывается не только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется положительным официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению, как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле.

Достоинством теории Л.И. Петражицкого является то, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения.

Ведь, действительно, в сложной цепи перевода правовых предписаний в качество фактического правомерного поведения чувства и переживания индивида, его психологические импульсы являются тем последним звеном, которое непосредственно соприкасается с конкретным поведенческим актом, определяет его.

И вообще право не может регулировать поведение иначе, как через интеллектуально-психологическую сферу человека.

Другое дело, что нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения сводить исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида и объяснять все только ей и из нее. Специально-юридические и общесоциальные факторы и механизмы имеют здесь не меньшее значение.

Page 3

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др.Теория чистого права как системы общеобязательных норм. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права.

Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма.

Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего, решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.

В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства. Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики, политики, социальной системы.

«Догматическое направление в отличие от исторического имеет целью систематическое изложение норм гражданского права; материалом для догматики является все положительное право; не ограничиваясь описанием и обобщением, догматик задается целью определения юридических понятий… Определение основано также на обобщении».

В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права, а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка, т.е. под государством понимается, прежде всего, государственный режим. Обращение преимущественно к формальной стороне права игнорирует его содержательную сторону, прежде всего, права личности. Абсолютизируется роль суверена, т.е.

государства в определении содержательных характеристик права. Под правом понимается в основном порядок должного поведения, так как право по Кельзену принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно не имеет юридической силы вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы права.

Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик. Признаются широкие возможности государства влиять на общество, его развитие и недооценивается роль последнего, в том числе в правотворческом процессе.

Основные положения:

  • 1) право является пирамидой норм;
  • 2) во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция);
  • 3) каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;
  • 4) внизу пирамиды – акты применения;
  • 5) сила права зависит от разумности построения правовой системы;
  • 6) право «живет» только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например, естественного);
  • 7) право необходимо воспринимать и изучать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть в «чистом виде».

Достоинства теории:

  • – признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии;
  • – идея о суверенной норме – фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;
  • – признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т.д.

Главный недостаток – в повышенном внимании к формальной стороне права.

Источник: https://vuzlit.ru/1325901/sotsiologicheskaya_shkola_prava

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Социологические концепции права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Социология как самостоятельная отрасль науки зарекомендовала себя только в конце 19-го века. К этому же времени относят формирование социологической юриспруденции, ведущими представителями которой считаются Е. Эрлих, Ф. Жени, С.А. Муромцев, Р.

Паунд. Одни полагают, что социологические теории складывались посредством формирования руководящих идей права в границах фундаментальной социологии, другие же – что эти концепции распространялись преимущественно в юриспруденции. Более того, оба довода являются верными.

Социологическая теория и её значение

Сперва необходимо понять, что из себя представляет данная отрасль законодательства. Итак, социологическая теория права – это доктрина, принадлежащая обществоведческой юриспруденции и объединяющая в себе несколько различных концепций.

К ведущим концепциям описываемой теории относят:

  1. Институционализм.
  2. Функционализм.
  3. Реализм.

Несмотря на различия главных идей, которые включает в себя социологическая теория, общей характеристикой для всех является использование обществоведческого подхода в монополии.

Одним из первых представителей общесоциологической парадигмы юриспруденции стал вышеупомянутый Е. Эрлих. В своей работе «Основы социологии права» (1913 г.

)  он оспорил реальность и главенство того законодательства, которое описано и содержится в законах, и возвысил так называемое «живое право», созданное группами лиц в процессе предпринимательской деятельности и экономических связей, торговли и складывания взаимоотношений между представителями разных классов, например работодателями и рабочими. Противопоставляя законодательство, как сеть конкретных правоотношений закону, Эрлих делал акцент на правовой плюрализм.

Наиболее известный представитель социологической концепции Р. Паунд (1870-1964 гг.) дал монополии титул социального инструмента для регулирования «социальной инженерии», а людям, применяющим её, «социальных инженеров», соответственно.

Он сетовал на то, что эти люди признаны обеспечить полную гармонию социальных интересов.

На взгляд Паунда, юриспруденция является в большей степени своеобразным режимом, по которому строятся и упорядочиваются отношения в обществе посредством судебной практики, нежели простая совокупность законов и предписаний отдельного государства.

Обобщая, можно сказать, что по канонам социологической теории, любой интерес можно представить как финансовое правопритязание.

Основные концепции

К основным идеям описываемой доктрины можно отнести следующие постановления:

  1. Воплощение права состоит не в законе, а в реализации уже установленных норм. Это убирает все рамки закона по отношению к правоприменительной практике.
  2. Позитивная юриспруденция в противовес «живой», наблюдаемой в действии.
  3. Имеет значение только настоящее поведение сторонников правовых отношений и их применение закона, правопорядок, отношения, юридические действия.
  4. В роли творцов «живого» права выступают судьи и другие причастные к судебному процессу лица.

Преимущества социологической теории

Проанализировав учение социологической парадигмы можно выяснить, что она содержит массу преимуществ.

Среди положительных постановлений данной теории стоит отметить следующее: социум и право концептуально рассматриваются как взаимосвязанные явления.

существование прямых доказательств того, что кроме общепринятых норм права, установленных государством, необходимо изучать и те, что формируются в обществе.

усиление акцента на ведущей роли права как средства социального контроля и достижения равновесия в социуме и пр.

Также к достоинствам следует отнести следующие факты:

  • Благодаря социологической теории, в юриспруденции впервые стали признавать настоящие потребности и требования реальных людей, а не спекулятивные желания.
  • Социология открыла юриспруденции возможность взаимодействовать с другими социальными науками. Как следствие этому, право стало занимать равные позиции в социальной структуре с политикой, экономикой и т.д..
  • Довольно выигрышно правотворчество, основанное на реальных прецедентах.
  • Становление общества и взаимоотношений в нём на первый план.
  • Социологическое правотворчество способствует децентрализации управления, что, в свою очередь, подразумевает в себе невмешательство государства в прогрессивные идеи (экономику и т.д.).

Минусы и недостатки

Социологическая теория права также имеет свои спорные моменты:

  • При чрезмерной социализации такого явления как право велик риск утраты общего понятия юриспруденции. Если подразумевать под правом воплощение в реальность законов, то теряются конкретные рамки правомерного и неправомерного, т.к. это воплощение в реальность может быть легальным и нелегальным.
  • Уравнивание в приоритетности живого законодательства с судебным может привести к судейскому произволу, т.к. вследствие этого происходит принижение значимости законодателя.
  • Отсутствие стойкого нормативного фундамента может привести к тому, что юридические дела будут решаться преимущественно в пользу экономически и политически сильной стороны.

Эта теория уникальна тем, что именно она отводит право от следования писаным истинам, которые люди привыкли принимать на веру, и которым привыкли непоколебимо следовать различные слои общества.

Напротив, она склоняет право к «живому» правотворчеству, отчасти в убыток для себя, не принимая во внимание перспективу развития полнейшей анархии и произвола. Каждая из вышеописанных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Однако необходимо рассматривать теорию со всех сторон, чтобы грамотно давать понятие о ней же.

Источник: https://plusiminusi.ru/sociologicheskaya-teoriya-prava-chto-eto-plyusy-i-minusy/

Теории социологии права

Социологические концепции права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Социология зародилась и выделилась в самостоятельную отрасль знаний в конце XIX века.

Формирование социологических теорий права шло двумя путями:

  1. путь создания правовых концепций в рамках общей социологии;
  2. применение социологических понятий и методов в области юридических наук.

Социологическая школа права относится к позитивистским теориям. Представители этой теории стараются избегать моральных принимать право таким, какое оно есть.

Социологическая школа первостепенное значение придает практике, реальному действию права. Видными представителями этой школы в России был С.А. Муромцев, в Германии – Е. Эрлих, выступавшие за живое право народа, основанное на свободном усмотрении судей.

Определение 1

Сущность социологической теории заключается в том, что её центральное понятие – это правопритязание, имеющее определенный интерес, обеспечить который можно средствами права.

Получается, что право представляет собой совокупность действительных общественных отношений по поводу интересов отдельных субъектов права.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основоположник социологической теории Иеринг считает, что цель правоотношений определяют интересы конкретных людей, и теория естественного права не есть надежный масштаб для идентификации и защиты определенного интереса.

Данная теория предполагает, что любой интерес можно представить в качестве финансового правопритязания.

Универсальные аспекты теории были несколько ослаблены последователями Иеринга и проблемы социологии права стали сводить к судейскому праву, полагая, что совокупность судейских решений и есть действительное или живое право.

Право в социологической теории рассматривается как эмпирическое явление и её основной постулат в том, что право следует искать в реальной жизни.

Нормы закона – это признаки права, а само право есть не что иное, как порядок в общественных отношениях, в действиях человека.

Спор какой-либо конкретной ситуации должны разрешать судебные или административные органы.

Позитивный характер теории носят следующие положения:

  • общество и право признаются целостными и взаимосвязанными явлениями;
  • изучению подлежат не только нормы права, но и вся совокупность сложившихся правовых отношений;
  • роль права признается средством социального контроля в достижении социального равновесия, судебная власть с её ролью возвышается.

Социологическая теория права имеет свои достоинства – конкретные интересы и потребности человека были признаны основами правопорядка впервые в юриспруденции, юриспруденция стала, открыта для взаимодействия с другими социальными науками, а право признавалось элементом социальной структуры.

Недостатками теории явилось то, что право не есть совокупность человеческих притязаний, основанных на конкретных интересах; и предмет юриспруденции может быть утрачен при чрезмерной социализации права, роль законодателя принижается с отождествлением живого права с судебным правом и возможным судейским произволом, а это может подменить законодательство.

Психологическая теория права

Психологическая теория права получила свое распространение в начале XX века.

Её родоначальником был русский ученый Л.И. Петражицкий один из самых выдающихся теоретиков права в России.

Автор подразделяет право на позитивное – совокупность норм права и интуитивное – чисто психическое явление, особое состояние души человека.

Оно имеет индивидуальный характер и его содержание определяется обстоятельствами жизни, воспитанием, образованием, социальным положением, личными знакомствами и отношениями каждого.

Таким образом, делается вывод, что существует интуитивное право данного класса, семьи, детского кружка и др.

Интуитивное право вырабатывается в результате общения людей в разных кругах, имеющих общие интересы, которые противостоят интересам других. Общение, считает автор теории, основывается на эмоциях этих людей, которые вместе с их психикой играют главную роль как в приспособлении к условиям жизни, так и в образовании государства и права.

Разногласия, существующие между интуитивным и позитивным правом, заключаются в следующем:

  • разные элементы общества, классы, индивиды имеют различное содержание интуитивного права, поэтому позитивное право по содержанию всех элементов общества не может совпадать с интуитивным правом;
  • развитие и смена содержания интуитивного права в истории происходит постепенно, в то время, как развитие позитивного права подвергается задержкам и отступлениям от постепенного развития.

Таким образом, позитивное и интуитивное право должны расходиться по содержанию.

Согласно Л.И. Петражицкому базовым элементом права является «правовая эмоция» или «импульсия», которая делится на репульсию, что значит отвращение и аппульсию – притягивание.

По мнению Л.И. Петражицкого в психике человека среди её базовых элементов отсутствует 4-й важный элемент – это претерпевание.

Претерпевание носит проективно-атрибутивный двусторонний характер и отличается от страдания, которое является негативным ощущением. Взяв претерпевание за основу Петражицкий развивает концепцию императивно-атрибутивных эмоций или правовых импульсий.

Важнейшей стороной правовой системы, на которую обращает внимание теория, является психологическая сторона и это её положительный момент.

Без учета психологических особенностей человека нельзя издавать и применять законы.

Теория имеет недостатки, связанные с её односторонним характером, отрывом от объективной реальности, невозможностью структурировать право в её рамках.

Это дуалистическая теория, делящая правопорядок на две части и допускающая существование правоотношений трансматериального характера.

Этот характер говорит о том, что правовая эмоция может проецироваться как на человека, так и на животное.

Наряду с недостатками есть и определенные достоинства, одним из которых является сложная природа правопорядка впервые показанная Петражицким.

Замечание 1

Помимо этого автор теории показал универсальность правопорядка и его демократичный характер, а также доказал существование особых правовых переживаний в виде интуитивных норм.

Нормативистская теория права

Свое начало эта школа права берет из немецкой философии И. Канта, которому принадлежит понятие «категорический императив», т.е. обязательное требование чистой воли, независимой от внешних явлений.

Теория, родоначальником которой был австрийский юрист Г. Кельзен, наиболее широко была распространена в XIX веке и способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения.

Правовое государство в смысле самоограничения власти законом – эта идея впервые была выдвинута нормативистами.

Кельзен считал, что только правом определяется право и только в нем самом содержится его сила.

По его мнению, право – это совокупность норм, осуществление которых происходит в принудительном порядке. Право при нормативном подходе представляет собой систему правил, регулирующих поведение человека.

Эти правила исходят от государства и охраняются государством. Основой нормативного правопонимания является теория позитивного права, отождествляющего право и закон.

Вершиной нормы законов является конституция.

Нормативистский подход позволял создавать и совершенствовать систему законодательства и обеспечивал определенный режим законности.

Нормативистская теория, как и другие, имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам относится то, что она доказывает связь права и государства, а также его обязательное исполнение всеми субъектами.

Недостаток заключается в отрицании естественных прав человека.

Кроме этого, теория служит обоснованием всевластия государства.

Замечание 2

В начале XX века в данной правовой школе выделяется отдельное направление, получившее название «чистое учение о праве», основоположники которого противопоставляли право реальной общественной жизни.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_prava/teorii_sociologii_prava/

Закон24
Добавить комментарий