Система органов медико социальной экспертизы. Организация работы медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза

Система органов медико социальной экспертизы. Организация работы медико-социальной экспертизы

 Основные задачи медико-социальной экспертизы:

– установление группы инвалидности (1-я, 2-я, 3-я) у лиц 18-ти лет и старше;

– установление категории “ребенок-инвалид” у лиц моложе 18-ти лет;

– установление причины инвалидности у лиц 18-ти лет и старше;

– установление сроков инвалидности;

– установление процентов утраты трудоспособности – только в случаях трудовых увечий и профессиональных заболеваний (во всех остальных  случаях – бытовые травмы и т. д., проценты утраты трудоспособности устанавливаетсудебно-медицинская экспертиза);

– разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

– выполнение других функций и задач, предусмотренных действующим законодательством. 

Основные функции бюро медико-социальной экспертизы

Бюро выполняет следующие функции: а) проводит медико-социальную экспертизу граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, в том числе с использованием ЕАВИИАС;б) разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности;г) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);д) определяет стойкую утрату трудоспособности;е) определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;ж) определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;з) определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);и) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;к) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;л) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу, в том числе с использованием ЕАВИИАС; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;м) представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;н) организует и проводит выездные заседания специалистов бюро на базе медицинских организаций;

о) организует и проводит заседания специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по организационно-методической работе.

Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы 

Главное бюро выполняет следующие функции: а) проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения бюро, в том числе с использованием ЕАВИИАС, а также медико-социальную экспертизу по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро, с использованием специального диагностического оборудования;б) проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, с использованием специального диагностического оборудования и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;в) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) бюро, их должностных лиц при проведении медико-социальной экспертизы, и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;г) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;д) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу, в том числе с использованием ЕАВИИАС; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;е) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;ж) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;з) в случае проведения медико-социальной экспертизы:устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);определяет стойкую утрату трудоспособности;определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);и) определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф, либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;к) организует и проводит заседания специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по организационно-методической работе;

л) организует и проводит выездные заседания специалистов экспертных составов главного бюро на базе медицинских организаций.

Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы

Федеральное бюро выполняет следующие функции: а) проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро, в том числе с использованием ЕАВИИАС;б) проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;в) оценивает качество предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и проводит при осуществлении контроля за решениями главных бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в экспертных составах главных бюро, в том числе с использованием ЕАВИИАС и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения экспертных составов главных бюро;г) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) главных бюро, их должностных лиц и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;д) в случае проведения медико-социальной экспертизы:устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);определяет стойкую утрату трудоспособности;определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);е) осуществляет комплексную экспертно-реабилитационную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;ж) проводит по поручению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации научные исследования в установленной сфере деятельности;з) осуществляет мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;и) оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро, обеспечивает единообразное применение законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;к) формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, в том числе с использованием ЕАВИИАС;л) принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;м) вносит в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий экспертно-реабилитационной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;н) вносит в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе;о) осуществляет мероприятия по комплексной реабилитации инвалидов, в том числе занимающихся физкультурой и спортом, включая медицинскую реабилитацию и оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;п) осуществляет мероприятия по сбору статистической отчетности, информационных и аналитических материалов о деятельности главных бюро, в том числе с использованием ЕАВИИАС;р) организует и проводит выездные заседания специалистов экспертных составов Федерального бюро на базе медицинских организаций.

Источник (Приказ МТСР РФ от 11.10.2012г. N 310н)

Структура медико-социальной зкспертизы 

В настоящее время в Российской Федерации создана 3-уровневая система МСЭ: бюро МСЭ, главное бюро МСЭ и Федеральное бюро. В случае несогласия с решением бюро, гражданин вправе обжаловать данное решение в месячный срок в главное бюро на основании письменного заявления. Заявление необходимо подать в бюро, где он проходил освидетельствование, либо в главное бюро.

Решение главного бюро в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Федеральное бюро (127486, г. Москва, ул. Сусанина, 3). Заявление подается в главное бюро, проводившее освидетельствование, либо в Федеральное бюро. Кроме того, решения бюро, главного бюро и Федерального бюро могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Вся система МСЭ входит в состав Министерства труда и социальной защиты РФ.

ВЫШЕСТОЯЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ:
По вопросам организации деятельности учреждения:
Министерство труда и социальной защиты
Российской Федерации (Минтруд России)
Адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д.

21Справочная Министерства: (495) 606-00-60.Факс Министерства: (495) 606-18-76.Телефоны общего отдела: (495) 926-99-01 доб. 1190, 1191, 1192.Справочная Отдела по работе с обращениями граждан (495) 606-15-20.Факс Отдела по работе с обращениями граждан (495) 606-15-02.  E-mail: info.mse@rosmintrud.

ru

Сайт: http://www.rosmintrud.ru

Министр: Топилин Максим Анатольевич.

По вопросам медико-социальной экспертизы (экспертных решений учреждения):

Федеральное государственное бюджетное учреждение
“Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”
127486, г. Москва, ул. Ивана Сусанина, д.3Информационно-справочный центр по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной реабилитации инвалидовМногоканальный телефон: 8(499) 550-09-91Медико-социальная экспертизаОтдел по работе с письменными обращениями граждан и организаций:Телефон: 8(499) 906-04-65

Сайт: http://mse.ru

E-mail:  mse@mse.ruРуководитель ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России:Главный федеральный эксперт по МСЭДымочка Михаил Анатольевич

Адреса и телефоны учреждений МСЭ России

Порядок обжалования решений МСЭ

Нормативно-правовые акты по МСЭ

Бесплатные консультации по всем вопросам МСЭ на форуме сайта

Источник: http://www.invalidnost.com/news/mediko_socialnaja_ehkspertiza/2011-08-17-7

Урок 3: Порядок прохождения инвалидами медико-социальной экспертизы: Система федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) – Школа Жизни

Система органов медико социальной экспертизы. Организация работы медико-социальной экспертизы
Подробности Категория: Социальная защита инвалидов: Льготы инвалидам

осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), подведомственными Министерству труда и социальной защиты РФ.

В задачу учреждений медико-социальной экспертизы (мсэ) входит:

  • установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступленияинвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  • разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  • изучение уровня и причин инвалидности населения;
  • участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
  • определение степени утраты профессиональной трудоспособности инвалидами;
  • определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) определяется приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

Согласно этому документу, в систему федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) входят:

  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы;
  • Главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему  субъекту РФ, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ;
  • Главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (в частности, бюро МСЭ Федерального медико-биологического агентства России);
  • Филиалы бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро (экспертные составы главного бюро МСЭ, экспертные составы Федерального бюро МСЭ):

  • общего профиля;
  • специализированного профиля, в т. ч. для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа зрения, лиц в возрасте до 18 лет;
  • смешанного профиля.

Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ):

  • проведение медико-социальной экспертизы граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро МСЭ;
  • проведение медико-социальной экспертизы граждан по направлению экспертных составов главных бюро МСЭ в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро МСЭ;
  • оценка качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и проведение при осуществлении контроля за решениями главных бюро МСЭ повторной медико-социальной экспертизы граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в экспертных составах главных бюро МСЭ, и при наличии достаточных оснований изменение либо отмена решения экспертных составов главных бюро МСЭ;
  • рассмотрение жалоб граждан на действия (бездействие) главных бюро МСЭ, их должностных лиц и, в случае признания их обоснованными, принятие мер по устранению выявленных недостатков и др.

Основные функции главных бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ):

  • проведение медико-социальной экспертизы граждан, обжаловавших решения бюро МСЭ, а также медико-социальной экспертизы по направлению бюро МСЭ в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро МСЭ;
  • проведение при осуществлении контроля за решениями бюро МСЭ повторной медико-социальной экспертизы граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ, и, при наличии оснований, изменение либо отмена решения бюро МСЭ;
  • рассмотрение жалоб граждан на действия (бездействие) бюро МСЭ, их должностных лиц при проведении медико-социальной экспертизы, и, в случае признания их обоснованными, принятие мер по устранению выявленных недостатков и др.

Социальная защита инвалидов: льготы инвалидам

Колесов Г.Б.,независимый пенсионный консультант,

эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни

kolesovgb.ru

Источник: https://kolesovgb.ru/index.php/sotsialnaya-zashchita/sotsialnaya-zashchita-invalidov/801-poryadok-prokhozhdeniya-invalidami-mediko-sotsialnoj-ekspertizy-sistema-federalnykh-uchrezhdenij-mediko-sotsialnoj-ekspertizy-mse

Что такое МСЭ (медико-санитарная экспертиза)

Система органов медико социальной экспертизы. Организация работы медико-социальной экспертизы

Каждый гражданин, чьи проблемы со здоровьем стали причиной ограничения жизнедеятельности, сталкивался с медико-социальной экспертизой (МСЭ).

Освидетельствование инвалидности, определение степени потери трудоспособности, разработка программ реабилитации – все это было бы невозможным без МСЭ.

Что это вообще такое, и как построена работа этой организации? Какие функции она выполняет, где ее нужно проходить и какую роль она играет при назначении разного рода льгот и пособий? Сегодня мы ответим на эти и множество других вопросов.

Общая информация о МСЭ

Разберемся во всем по порядку. Чтоб узнать, как расшифровывается МСЕК (МСЭ) и что это вообще значит, достаточно обратиться к ст. 7 ФЗ № 181 от 24.11.1995 «О соцзащите инвалидов в РФ» (далее – ФЗ № 181).

Согласно ей, медико-социальная экспертиза – это процесс присвоения обратившемуся гражданину статуса инвалида, включая выявление у него потребности в предоставлении мер соцзащиты, в том числе прохождения программ реабилитации. То есть инвалидность и МСЭ – понятия одной плоскости.

В рамках МСЭ осуществляется оценка степени ограничений в жизнедеятельности гражданина, вызванных устойчивыми проблемами со здоровьем.

Такая оценка состояния здоровья является комплексной: она учитывает не только клинико-функциональные характеристики организма, но и профессионально-трудовые показатели, социальное и психологическое положение и прочие критерии, классифицированные нормативно-правовыми актами.

До 2016 года такие критерии и классификации, необходимые для работы МСЭ, регулировались Приказом Минтруда № 664н от 29.09.2014.

Но приказ 664н по МСЭ с изменениями обозначал переход от медико-социальной модели установления инвалидности к исключительно медицинской, что в итоге оказалось неприемлемым.

Измененный в результате его принятия подход к определению инвалидности привел к тому, что после повторного освидетельствования львиная доля граждан теряла льготный статус. Многие виды заболеваний, такие как диабет и муковисцидоз, вообще были из него исключены.

Кроме того, создавались искусственные проблемы при прохождении МСЭ для детей-инвалидов. Действующие по указанному приказу нормативы не позволяли учитывать серьезные отличия в клинических показателях заболеваний между детьми и взрослыми.

В результате многие несовершеннолетние были лишены статуса ребенка-инвалида, что вызвало немало возмущений среди общественности.

В результате был принят Приказ Минтруда № 1024н от 17.12.2015, призванный исправить ошибки. Приказ 1024н по МСЭ установил новые правила проведения экспертизы на инвалидность, в том числе определяя:

  • классификации заболеваний и связанных с ними расстройств здоровья;
  • последствия травм, дефектов и степень их проявления для присвоения инвалидности;
  • категории жизнедеятельности, ограничения которых влекут льготный статус;
  • основные критерии инвалидности, в том числе в отношении конкретных групп и так далее.

Таким образом, учреждения МСЭ – это комиссии, проводящие оценку состояния здоровья граждан на предмет наличия у них инвалидности на основе конкретных классификаций и критериев. При необходимости именно они определяют степень трудоспособности, группу, конкретные льготы и размеры пенсий с пособиями. Экспертиза проводится бесплатно, в рамках базовой программы ОМС

МСЭ и ВТЭК: в чем разница

Медико-социальная экспертиза успешно действует в России на протяжении уже более чем двух десятков лет, однако многие граждане по-прежнему задаются вопросом, в чем разница между ВТЕК и МСЕК. Специально для них разъясняем: ВТЭК – это врачебно-трудовая экспертная комиссия.

Такие комиссии действовали в России с 1929 года, и круг их полномочий сводился также к определению инвалидности, присвоению статуса инвалида, назначению мер государственной поддержки и реабилитации. Они имели свою иерархическую структуру и специализированные направления.

С 1995 года, когда был принят ФЗ № 181, данная организация была ликвидирована, а ее функции переданы медико-социальной экспертизе.

По сути, МСЭ является преемником ВТЭК: сравнительная характеристика ВТЭК и МСЭ не найдет значительных отличий в направлениях их работы, функциях или организационной структуре. Нынешние МСЭ действуют в тех же помещениях, где ранее располагались ВТЭК, в том числе и те, что имели конкретную специализацию (психиатрия, онкология, кардиология и так далее).

Организационная структура учреждений МСЭ

Система государственных органов, в ведении которых находится МСЭ, имеет свою иерархическую структуру. В соответствии с п. 1 Порядка, утв. Приказом Минтруда № 310н от 11.10.2012, такая система включает в себя:

  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (ФБ МСЭ);
  • Главные бюро МСЭ в регионах (ГБ МСЭ);
  • Главное бюро МСЭ ФМБА (проводит экспертизу в отношении работников отдельных секторов промышленности с особыми условиями работы и жителей отдельных территорий);
  • Местные бюро МСЭ в населенных пунктах.

Федеральное бюро – это центральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль над деятельностью нижестоящих главных и местных бюро и их координацию.

Он также может проводить освидетельствование, но лишь в рамках обжалования заключений нижестоящих органов либо в исключительных особо сложных случаях, по направлению комиссий ГБ МСЭ.

Кроме того, ФБ МСЭ проводит работу по подготовке специалистов и повышению их квалификации, разработке методических материалов, статистическому наблюдению и прочую работу, характерную для центрального органа.

ГБ МСЭ – это областное бюро медико-социальной экспертизы, осуществляющее свои функции в рамках конкретного субъекта федерации. Такие бюро наделены полномочиями апелляции в отношении заключений местных бюро: они пересматривают их решения, при необходимости отменяют их и принимают новые.

Помимо надзорных и координационных полномочий, главные бюро вправе по собственной инициативе повторно переосвидетельствовать граждан, изменяя или отменяя решения

При них создаются специальные экспертные составы ГБ МСЭ, число которых рассчитывается исходя из числа находящихся в подчинении местных бюро.

Местные бюро – это филиалы главных бюро в регионах. Местная медико-социальная экспертная комиссия является участником правоотношений по социальному обеспечению в первую очередь, поскольку она является первичным органом МСЭ, с которого начинается любое освидетельствование.

Количество местных бюро, входящих в состав ГБ МСЭ, зависит от количества населения: бюро создаются из расчета один филиал на 70-90 тысяч граждан при условии обслуживания около двух тысяч граждан в год.

Впрочем, исходя из региональных особенностей, местные бюро могут создаваться исходя из иных показателей численности населения.

Главные функции МСЭ

Анализ состояния здоровья и выявление инвалидности – это далеко не все, чем занимается бюро медико-социальной экспертизы.

Перечень полномочий каждого отдельно взятого бюро включает множество функций и задач, которые, в свою очередь, зависят от места этого бюро в иерархической структуре.

Так, по сути главными задачами ФБ и ГБ МСЭ являются пересмотр решений местных бюро, полноценный контроль и координация их работы. Основным же звеном в цепи органов МСЭ являются местные бюро, с которыми граждане контактируют в первую очередь.

Основные функции и задачи бюро медико-социальной экспертизы определены п. 5 Порядка, утв. Приказом Минтруда № 310н. Согласно ему, в число главных функций комиссии бюро входит:

  • проведение экспертизы в целях выявления степени ограничения жизненных функций;
  • разработка индивидуальных реабилитационных программ, включая не только медицинское, но и социальное и даже профессиональное восстановление;
  • присвоение статуса инвалиды и конкретной группы;
  • определение степени нетрудоспособности;
  • определение степени нуждаемости в реабилитационных программах жертв производственных аварий и несчастных случаев;
  • определение причин смерти инвалидов и пострадавших от производственных и профессиональных травм, если в связи с этим его семье назначается соцпомощь;
  • определение потребности лица в постоянном уходе;
  • предоставление устных и письменных консультаций и разъяснений;
  • участие в разработке массовых реабилитационных программ, программ социальной помощи;
  • формирование в свободной форме реестра, содержащего информацию об обслуживаемых гражданах и так далее.

При всем этом разнообразии главное, что делает медико-социальная экспертиза, – выполняет функцию определения инвалидности, на которой мы предлагаем остановиться подробнее.

Критерии для присвоения статуса инвалида

Как уже было сказано, установление степени потери трудоспособности и выявление инвалидности осуществляется по критериям и классификациям, утвержденным Приказом Минтруда № 1024н. Основными такими критериями является:

  • степень значительности нарушений функций организма;
  • степень ограниченности жизнедеятельности в зависимости от категории такой жизнедеятельности.

Так, признание лица инвалидом при профессиональных заболеваниях или иных недугах потребует обязательной оценки двух этих критериев. Так, относительно нарушения главных функций организма выделяют четыре степени их значительности, оцениваемые в процентном соотношении:

  • I степень: незначительные расстройства в диапазоне 10-30%;
  • II степень: умеренные расстройства в диапазоне 40-60%;
  • III степень: выраженные расстройства, поражающие 70-80% функций организма;
  • IV степень: значительные расстройства в диапазоне 90-100% функций организма.

Любая такая степень присваивается на основании количественной оценки в зависимости от конкретного заболевания, его клинических характеристик и нарушений, выявленных у конкретного пациента. Система такой оценки предусмотрена Приложением к Приказу Минтруда № 1024н.

Так, например, МСЭ при циррозе печени определяет степень нарушений функций организма в зависимости от активности заболевания и степени его тяжести по классификации Чайлд-Пью (Child-Pugh).

Умеренной активности цирроза уже достаточно для присвоения II степени выраженности, что в большинстве случаев дает право на присвоение инвалидности.

Соответственно, к другим заболеваниям и травмам будут применяться иные критерии.

Например, при туберкулезе степень выраженности зависит от фазы заболевания, его локацией и количества пораженных органов, наличия свищей и так далее.

В то же время для фиксации II степени выраженности на МСЭ при сколиозе нужно продемонстрировать значительную степень искривления позвоночника: сколиоз должен быть резко выраженным и достигать не менее 70 ̊ по Коббу.

Однако есть и второй решающий критерий – степень ограниченности жизнедеятельности. Она не зависит от конкретного заболевания или травмы: закон выделяет семь основных категорий жизнедеятельности, в отношении которых и определяется степень ограничения:

  • самообслуживание;
  • самостоятельное передвижение;
  • ориентация в пространстве;
  • общение;
  • контроль поведения;
  • обучение;
  • трудовая деятельность.

К каждой из них закон предусматривает три степени ограниченности, где I степень – незначительные ограничения, а III – полная неспособность реализовать описанную функцию жизнедеятельности.

Учитывая два эти критерия, комиссия МСЭ и устанавливает инвалидность. Так, согласно п. 8 Классификации, утв.

Приказом Минтруда № 1024н, инвалидность может быть установлена при определении у гражданина II степени нарушения функций организма или выше (40-100%) при заболеваниях, которые повлекли за собой поражение II или III степени одной из категорий жизнедеятельности или поражение I степени, если оно затронуло две и более категории жизнедеятельности. При этом для присвоения инвалидности детям до 18 лет достаточно любой степени поражения любой из категорий жизнедеятельности.

Что касается конкретных групп инвалидности, то их присвоение поставлено в зависимость от степени тяжести нарушений функций организма:

  • первой группе инвалидности соответствует IV степень нарушения функций;
  • второй группе – III степень;
  • третьей группе – II степень;
  • статус ребенка-инвалида – наличие любой такой степени у ребенка до 18 лет.

На основании такой группы гражданам назначается пособие. Так как они входят в число лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 294 от 30.11.

2004 ранее им присваивались коды льготных категорий граждан по заболеваниям. Инвалиды в зависимости от степени потери трудоспособности получали коды от 081 до 085.

Ныне это приложение утратило силу, однако сами коды используются, например, при идентификации инвалидов как лиц, имеющих право на лекарственную помощь.

Место проведения экспертизы

Источник: https://reabilitilog.ru/pravovye-aspekty/prava-lgoty-garantii/mediko-socialnaya-ekspertiza.html

Закон24
Добавить комментарий