Принцип равенства участников гражданских правоотношений означает. Осуществление принципа равенства в гражданском праве

Принцип равенства участников гражданских правоотношений

Принцип равенства участников гражданских правоотношений означает. Осуществление принципа равенства в гражданском праве

Принцип равенства, или иначе принцип недискриминации, является одним из наиболее значимых правовых принципов (основных правовых положений). Под равенством понимается право участников общественных отношений на равные правовые условия, равные критерии оценки их поведения, равное отношение правоприменительных органов и суда.

Субъектам правовых отношений не может оказываться какое-либо преимущество, вытекающее из их пола, расовой или национальной принадлежности, имущественного или должностного положения; вероисповедания и участия в общественно-политической деятельности.

В настоящее время принцип равенства закреплен в следующих актах:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 1);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 14, 26);
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 14);
  • Конституция РФ (ст. 19).

м правового равенства являются:

  • формально-юридическое равенство;
  • равноправие;
  • равная защита участников общественных отношений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Принцип правового равенства не исключает дифференцированного правового регулирования, т. е. установления различных норм в отношении определенных групп субъектов. Такое регулирование может как ухудшать положение участников общественных отношений (например, правоограничения, вызванные фактом судимости), так и улучшать его (разнообразные льготы и привилегии, например для многодетных семей).

Разновидности равенства в праве

Подход понятия «равенство» во многом зависит от точки зрения исследователя (широкое или узкое понимание права, соотношение права и законодательства). Тем не менее можно назвать две основные концепции равенства, которые сложились в юриспруденции.

  1. Фактическое равенство. Оно предполагает, что субъекты правовых отношений действительно равны, т. е. имеют равные возможности реализовать свои права и исполнить обязанности независимо от каких-либо обстоятельств. Фактическое равенство, однако, представляется утопичной категорией, поскольку не учитывает естественных, природных различий между людьми, экономических и региональных различий между организациями и предприятиями.
  2. Формальное (юридическое) равенство. Эта разновидность равенства – равенство лишь по форме, которое проявляется в том, что с фактически находящимися в различных условиях субъектами обращаются, как с равными. Антиподом формального равенства выступают, с одной стороны, дискриминация, а с другой – произвол.

Равенство как принцип гражданского права

Равенство участников гражданских отношений наряду с неприкосновенностью собственности, свободой договора, беспрепятственным осуществлением гражданских прав является основным началом гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

При этом в науке гражданского права равенство может быть рассмотрено:

  • с гносеологических позиций – как закрепленная в ГК РФ идея, определяющая специфику гражданско-правового регулирования;
  • с онтологических позиций – как объективный социальный фактор, лежащий в основе формирования частного права в целом и гражданского права в частности.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений нашел применение в:

  • правотворчестве в сфере гражданских правоотношений;
  • установлении ограничений гражданских прав;
  • применении норм гражданского права судом и иными органами власти;
  • осуществлении гражданских прав и обязанностей конкретных субъектов.

Замечание 2

Регулируя правовое положение участников гражданских отношений, принцип равенства устанавливает правоспособность как универсальное правовое состояние и определяет правовое положение субъектов конкретного гражданского отношения.

Функции принципа равенства участников гражданских правоотношений

В цивилистической науке выделяют следующие направления воздействия принципа равенства:

  • универсального неперсонифицированного регулирования (установление единых норм поведения для всех субъектов частноправовых отношений);
  • дифференцированного регулирования (установление законодательных различий в целях сгладить фактическое неравенство, например предоставление больших гарантий слабой стороне договора);
  • ориентации (направляет поведение участников гражданских правоотношений);
  • координации (обеспечивает взаимодействие участников гражданских правоотношений);
  • анализа (используется для толкования и систематизации правового массива, выявления пробелов и коллизий в праве).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_grazhdanskogo_prava/princip_ravenstva_uchastnikov_grazhdanskih_pravootnosheniy/

Принципы гражданско-правового регулирования

Принцип равенства участников гражданских правоотношений означает. Осуществление принципа равенства в гражданском праве

Правовые принципы – основные начала, наи­более общие руководящие положения права, имеющие в силу их за­конодательного закрепления общеобязательный характер. Такие ос­новные начала присущи как праву в целом (правовой системе), так и отдельным правовым отраслям, а также подотраслям и даже инсти­тутам и субинститутам.

Значение правовых принципов:

  1. они отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регули­рования (это позволяет лучше понимать его смысл, правильно толко­вать и применять конкретные правовые нормы);
  2. они должны учитываться при об­наружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии (дозволительный характер гражданско-правово­го регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, кото­рые вообще не предусмотрены ни в одной правовой норме, но соот­ветствуют «общим началам и смыслу гражданского законодательст­ва» – п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 6 ГК).

Принципы гражданско-правового регулирования в общем виде указаны в ст. 1 ГК РФ. Они  отражают социально-экономическую сущность регулируемых отношений и экономическую политику, осуществляемую государством через нормы гражданского права.

Принципы гражданско-правового регулирования:

  • недопустимости произвольного вмешательства в частные де­ла;
  • юридического равенства;
  • неприкосновенности собственности, как частной, так и пуб­личной;
  • свободы договора;
  • добросовестности;
  • диспозитивности;
  • беспрепятственного осуществления гражданских прав;
  • запрета злоупотребления правом;
  • всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные де­ла характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое, непосредст­венное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяй­ственную деятельность участников имущественных отношений — то­варовладельцев-собственников, допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ). Реализации требований этого принципа содействуют правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешатель­ство в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможно­сти признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменении при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Принцип юридического равенства характеризует правовое положе­ние (статус) участников гражданских правоотношений. Они не име­ют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, да­же если в этом качестве выступает публично-правовое образование.

Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможно­стями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы.

Данное положение тоже имеет в своей основе необходимость обеспечения равенства субъектов това­рообмена (товаровладельцев).

Это равенство исходного гражданско-правового положения субъектов, которое заключается в следующем:

  1. все участники гражданских правоотношений наделяются гражданской правоспособностью как определенной мерой социальных возможностей в сфере применения гражданского права (могут иметь на праве собственности или ином вещном праве определенное имущество, имеют право участвовать в гражданском обороте, совершать сделки, заключать договоры и т.д.);
  2.  все граждане обладают совершенно одинаковой правоспособностью в сфере гражданского права;
  3. правоспособность юридических лиц включает в себя необходимый объем правовых возможностей, которые позволяют им выступать полноправными субъектами в отношениях собственности и гражданского оборота.

В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из назван­ного принципа. Так, гражданский закон предъявляет повышенные требования к предпринимателям как к профессиональным участни­кам оборота и, наоборот, предоставляет дополнительные правовые га­рантии гражданам-потребителям.

Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так и пуб­личной, означает обеспечение собственникам возможности исполь­зовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в исполь­зовании.

Очевидно фундаментальное значение данного принципа для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях.

Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенса­цией.

Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъ­ятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.

Действие указанного принципа исключает возможности как не­обоснованного присвоения чужого имущества, так и новых «переде­лов собственности», будь то возврат имущества «прежним владельцам» («реституция») или его принудительное изъятие и перераспределение в пользу новых владельцев.

Он призван гарантировать стабильность отношений собственности (присвоения), составляющих базу имуществен­ного оборота.

Что касается перераспределения бывшего публичным имущества путем его приватизации, то оно отражает волю самого пуб­личного собственника и потому не может считаться нарушением или исключением из действия рассматриваемого принципа.

Таким образом, принцип неприкосновенности собственности обусловливает необходимость существования в гражданском праве институтов, обеспечивающих защиту любого права собственности от каких-либо посягательств.

Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъ­екты гражданского права свободны в заключении договора, т.е.

  1. в выборе контрагента;
  2. в определении условий своего соглашения;
  3. в выбо­ре той или иной «модели» договорных связей (ст. 421 ГК).

По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.

Вместе с тем действие этого принципа подвергается определенным ограничениям. Закон предусматривает, например, невозможность от­каза коммерческой организации от заключения договора с потреби­телем (п. 3 ст.

426 ГК), установленную в интересах клиентов, а также возможность государственного регулирования цен, тарифов и т.п. (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК) в возмездных договорах.

Таким образом, свободу договора не следует понимать как нечто абсолютное и безграничное: она имеет свою меру, устанавливаемую государством и диктуемую существующими социально-экономическими условиями, интересами и потребностями.

Принцип добросовестности означает, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. В соответствии с этим принципом стороны должны не допускать обмана контрагента в активной (путем сообщения неверной информации) или пассивной (путем сокрытия необходимых сведений) формах.

Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возмож­ность участников регулируемых отношений самостоятельно, по сво­ему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать ва­рианты соответствующего поведения.

Так, они в подавляющем боль­шинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной за­щитой своих прав или нет и т.д.

При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его утрате (п. 2 ст. 9 ГК).

Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов граж­данского оборота в достижении своих целей.

Ее оборотной сторо­ной является отсутствие по общему правилу чьей бы то ни было осо­бой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных пос­ледствий своих действий (как это должно происходить, например, с «обманутыми вкладчиками» различных «финансовых пирамид», гражданами, проигравшими в лотерею или в рулетку, и т.п.). Зада­ча государства в частных отношениях — установить четкие и непро­тиворечивые «правила игры», исключающие заведомую недобросо­вестность отдельных лиц, а использование этих правил в соответст­вии с принципом диспозитивности целиком является делом самих участников.

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав пред­полагает устранение всяких необоснованных помех в развитии граж­данского оборота. Никто не может препятствовать другому лицу осуществлять его гражданские права, либо использовать юридическую возможность требовать устранения препятствий к осуществлению своего права (восстановления нарушенного права).

Он конкретизируется, в частности, в свободе пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической дея­тельности (ст. 34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного оборота.

Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необхо­димые в общественных (публичных) интересах ограничения, например, лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет моно­полизации рынка или недобросовестной конкуренции и т.п.

Действие данного принципа важно и с позиций исключения искусственных, бю­рократических препятствий в осуществлении права на защиту своих ин­тересов, например, для ограничения случаев обязательного досудебного (претензионного) порядка рассмотрения некоторых споров.

Принцип запрета злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК) можно считать общим изъятием («генеральной клаузулой», или оговоркой) из общих частноправовых начал. В соответствии с ним исключает­ся безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав.

Право всегда имеет опре­деленные границы как по содержанию, так и по способам осущест­вления предусмотренных им возможностей. Такие границы — неотъ­емлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право пре­вращается в свою противоположность — произвол.

Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежа­щего ему имущества любые действия, однако не противоречащие за­кону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК).

Собственник земли или иных природных ресур­сов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК).

Аналогичные ог­раничения и запреты имеются и в обязательственном праве, и в дру­гих подотраслях гражданского права. Данный принцип лежит и в ос­нове объявления недействительными кабальных и некоторых других сделок (ст. 169 и 179 ГК).

Принцип всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав в це­лом характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования.

В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, таки к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказы­вающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов.

Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст. 11-15 ГК).

Перечисленные общеотраслевые принципы в силу их прямого за­конодательного закрепления в ГК имеют общеобязательный характер, определяя содержание и применение всех норм российского частного права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-grazhdansko-pravovogo-regulirovaniya

Закон24
Добавить комментарий