Парламентский контроль в российской федерации. Законодательная база российской федерации Закон о парламентском контроле в российской федерации

Парламентский контроль в Российской Федерации

Парламентский контроль в российской федерации. Законодательная база российской федерации Закон о парламентском контроле в российской федерации

ФЗ “О парламентском контроле” регулирует общественные отношения, касающиеся осуществления палатами ФС, их комитетами, а также членами СФ, депутатами Госдумы, комиссией по расследованию обстоятельств и фактов, ставших основанием для выполнения проверки, Счетной палатой надзорной деятельности, предусмотренной нормативными, в том числе конституционными, актами и регламентами. Рассмотрим далее некоторые положения документа.

Цели

Парламентский контроль в Российской Федерации направлен на:

  1. Обеспечение соблюдения положений Конституции и иных нормативных документов.
  2. Защиту гарантированных свобод и прав человека и гражданина.
  3. Укрепление правопорядка.
  4. Выявление актуальных проблем в работе госструктур, повышение результативности госуправления и привлечение внимания соответствующих институтов и должностных лиц к обнаруженным недостаткам для их устранения.
  5. Исследование практики применения нормативных положений, выработку рекомендаций, ориентированных на совершенствование правовой системы и повышение эффективности ее функционирования.
  6. Противодействие коррупции.

Ключевые принципы

Закон “О парламентском контроле” определяет ряд основных положений, на которых базируется вся система надзора. В частности, выделяются следующие принципы:

  1. Соблюдение свобод и прав человека и гражданина.
  2. Законность.
  3. Системность.
  4. Разделение власти.
  5. Гласность.
  6. Независимость и самостоятельность уполномоченных институтов.

Информация о надзорной деятельности доступна и открыта для СМИ и общества. Она может распространяться и с помощью сети Интернет. ФС обеспечивает доступность сведений, кроме данных, открытость которых ограничена нормативными актами.

Понятие парламентского контроля необходимо отличать от расследований, судопроизводства, оперативно-розыскных мероприятий, работы государственных и муниципальных структур.

Не допускается вмешательство уполномоченных субъектов в указанные виды деятельности.

Органы парламентского контроля

К субъектам, уполномоченным на осуществление рассматриваемого вида надзорной деятельности, относят:

  1. Палаты ФС. Ими являются Госдума и Совет Федерации.
  2. Комиссии и комитеты палат ФС.
  3. Депутатов Госдумы, члены СФ.
  4. Парламентскую комиссию, уполномоченную на осуществления расследования обстоятельств и фактов, ставших основанием для выполнения проверки.

Парламентский контроль в Российской Федерации уполномочена осуществлять и Счетная палата (СП). Она, выступая в качестве высшего института государственного аудита, подотчетна ФС. Порядок ее участия в надзорной деятельности регламентируется ФЗ №41 и ФЗ №52.

Парламентский контроль исполнительной власти выполняется путем:

  1. Рассмотрения Госдумой вопроса, касающегося доверия Правительству.
  2. Заслушивания на заседаниях информации должностных лиц исполнительных структур, иных госорганов, внебюджетных фондов, депутатов Госдумы. Указанные субъекты представляют доклады также уполномоченным комиссиям и комитетам.
  3. Заслушивания сведений по вопросам чрезвычайного характера от Председателя Правительства, его заместителей, руководителей Центробанка и ЦИК.
  4. Приглашением членов Высшего исполнительного института и прочих должностных лиц на заседания комиссий и комитетов палат ФС.
  5. Заслушивание ежегодных итоговых отчетов Правительства о результатах его работы, ответов на поставленные Госдумой вопросов.

Надзор в бюджетной сфере

Парламентский финансовый контроль предполагает:

  1. Проведение палатами ФС, их комитетами, СП мероприятий по выполнению предварительной, текущей и последующей проверок в области бюджетных отношений.
  2. Рассмотрение Госдумой годовых итоговых отчетов Центробанка, принятие по ним решений.
  3. Заслушивание докладов ЦБ о работе регулятора. Оно осуществляется в процессе представления итогового отчета и ключевых направлений единой кредитно-денежной государственной политики.
  4. Выполнение в отношении Центробанка прочих форм парламентского контроля в соответствии с ФЗ №86.
  5. Назначение на пост и снятие с него Председателя СП, его заместителя и аудиторов.
  6. Взаимодействие Госдумы и СФ со Счетной палатой в формах и в случаях, установленных нормативным актом №41.

Прочие формы деятельности

Парламентский контроль в РФ предусматривает также:

  1. Заслушивание СФ ежегодных итоговых докладов Генпрокурора о состоянии правопорядка в стране.
  2. Взаимодействие Госдумы с Уполномоченным по правам человека.
  3. Направление представителей от палат ФС в структуры, создаваемые в соответствии с действующими нормативными актами, а также отзыв этих лиц.
  4. Организацию парламентских расследований и слушаний.

Надзор при издании нормативных актов

Парламентский контроль устанавливается над процессом принятия проектов правовых документов, разработка и утверждение которых регламентируется федеральным законодательством.

Палаты ФС осуществляют надзор за соблюдением Правительством и иными госструктурами сроков принятия актов, полнотой регулирования возникающих правоотношений для выявления пробелов. Парламентский контроль такого характера осуществляется в порядке, установленном в регламентах СФ и Госдумы.

Не позднее, чем через месяц с даты окончания квартала, Правительство отправляет в палаты ФС сведения о процессе разработки и ожидаемых сроках принятия актов.

Заслушивание ответов на вопросы депутатов Госдумы и членов СФ

Осуществляя парламентский контроль, представители палат ФС вправе приглашать должностных лиц Правительства и прочих госструктур на заседания. В ходе их проведения отводится время для заслушивания ответов на вопросы депутатов Госдумы и членов СФ.

В рамках такого “правительственного часа” совместно с представителями Правительства и прочими должностными лицами может приглашаться аудитор из Счетной палаты, руководящий соответствующим направлением ее деятельности. Кроме этого, могут обсуждаться и другие вопросы.

Например, они могут касаться эффективности использования бюджетных средств по конкретным направлениям, достижения показателей целевых программ.

Комиссии и комитеты палат, осуществляя парламентский контроль, могут приглашать министров и уполномоченных ими служащих на свои заседания.

Запрос

Он направляется палатами ФС Председателю и членам Правительства, Генпрокурору, руководителям Центробанка и прочих государственных, региональных или муниципальных структур, внебюджетных фондов по вопросам, относящимся к компетенции указанных институтов.

Должностное лицо, получившее запрос, обязано дать ответ на него устно на заседании палаты. По согласованию с Парламентом допускается его направление в письменном виде в пятнадцатидневный срок с момента получения вопроса или в иной период, установленный ФС.

При признании ответа неудовлетворительным Госдума или СФ вправе направить повторный запрос.

Расследование

Оно касается обстоятельств и фактов, имеющих отрицательные последствия для государства и общества. Парламентский контроль в такой форме может осуществляться путем создания комиссии на паритетной основе. Расследование выполняется в порядке, предусмотренном нормативным актом №196, принятым 27 декабря 2005 г.

Надзор за деятельностью представителей палат ФС

В организациях, образованных Российской Федерацией в соответствии с нормативными актами, формируются наблюдательные советы. Их члены, выступающие в качестве представителей Госдумы и СФ, обязаны представлять ежегодно отчет о своей работе на заседаниях профильных комитетов при соответствующей палате. В регламентах может предусматриваться иной порядок предоставления докладов.

В рамках парламентского контроля палаты:

  1. Обсуждают проекты ключевых направлений государственной бюджетной и налоговой политики.
  2. Рассматривают планы программ и предложения о внесении изменений в них.
  3. Участвуют в обсуждении проектов нормативных актов о федеральном бюджете, о расходно-доходных статьях внебюджетных фондов на предстоящий и плановый год, рассматривают и утверждают их.

Государственные структуры, ответственные за выработку и реализацию госпрограмм, вместе с представлением соответствующих планов Правительству направляют их в Госдуму. В нижней палате проекты рассматриваются профильными комитетами, в том числе по налогам и бюджету.

Минфин вместе с внесением плана по основным направлениям финансовой и налоговой политики государства на обсуждение Правительством представляет их в Госдуму. В нижней палате рассмотрение этих проектов осуществляет Комитет по обязательным отчислениям и бюджету.

Госдума не позже одного дня (рабочего) после получения соответствующих проектов адресует их в СФ.

В случае необходимости по представленным планам могут проводиться парламентские слушания. В них участвуют комитеты СФ и Счетная палата.

Заключения, оформленные профильными комитетами, в том числе по налогам и бюджету, финансовым рынкам, федеративному устройству, местному самоуправлению, региональной политике и делам Севера, рекомендации, составленные на заседаниях, направляются в Правительство.

Текущая работа

В рамках такого контроля рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся исполнения госбюджета, расходно-доходных статей внебюджетных фондов. Обсуждение осуществляется на заседаниях комиссий и комитетов палат ФС в ходе слушаний. Обсуждению подлежат вопросы, поставленные в запросах, направленных в соответствии с нормативным актом №3.

Последующий надзор

Парламентский контроль в такой форме предполагает обсуждение и принятие отчетов по исполнению госбюджета, доходно-расходных статей внебюджетных фондов в соответствии с БК.

В процессе рассмотрения годового итогового доклада на заседании выступает глава Минфина. Отчет об исполнении бюджета и доходно-расходных статей внебюджетных фондов представляет также Председатель СП.

По результатам обсуждения докладов и предоставленных итоговых документов Госдума отклоняет либо принимает нормативный акт.

Заключение

Как следует из ФЗ №52 “О парламентском контроле”, данная деятельность включает в себя различные мероприятия. Они могут реализовываться разных формах и предусматриваются нормативными актами и регламентами.

Многие из установленных мероприятий осуществляются с привлечением представителей других госструктур. В частности, на заседание могут приглашаться должностные лица Счетной палаты, Генпрокурор. Большой объем работы выполняют профильные комитеты и комиссии палат ФС.

Особое внимание при проведении парламентского контроля уделяется исполнению бюджета, деятельности представительных структур, принимающих нормативные акты. Парламентский контроль считается специфическим направлением надзорной деятельности.

Его основной целью выступает обеспечение соблюдения положений Конституции и иных нормативных документов.

Источник: https://FB.ru/article/264243/parlamentskiy-kontrol-v-rossiyskoy-federatsii

Курсовая работа

Парламентский контроль в российской федерации. Законодательная база российской федерации Закон о парламентском контроле в российской федерации

Кафедра “Правового обеспечения управления ”

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Научный руководитель:к.ю.н., проф. Некрасов С.И

(личная подпись)

Москва – 2008

Введение

Глава I. Понятие и формы парламентского контроля

1.1 Понятие, объект, субъекты парламентского контроля и его задачи

1.2 Формы парламентского контроля

Глава II. Парламентский контроль в Российской Федерации

2.1 Вопросы Правительству

2.2 Парламентский запрос и запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

2.3 Отчеты Правительства об исполнении бюджета

2.4 Деятельность комитетов и комиссий палат Федерального Собрания

2.5 Парламентские слушания

2.6 Деятельность Уполномоченного по правам человека Российской Федерации

2.7 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации

2.8 Ответственность Правительства Российской Федерации перед Государственной Думой

2.9 Отрешение Президента от должности

Глава III. Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

3.1 Нормативно-правовые основы парламентского контроля в субъектах Российской Федерации

3.2 Основные направления, формы парламентского контроля в субъектах Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одной из важнейших функций парламента является контроль над деятельностью правительства. Эта функция является необходимой для реализации принципа сдержек и противовесов в демократических государствах. Круг полномочий исполнительной власти сегодня столь же широк, сколь велики возможности злоупотребления ими.

Чтобы избежать этого, необходимо контролировать деятельность органов исполнительной власти.

Для этого создан институт парламентского контроля, целью которого является достижение более эффективной деятельности правительства, пресечение нарушения органами исполнительной власти прав и свобод граждан, анализ практики осуществления этими органами действующего законодательства.

Контрольная функция парламента исторически возникла первой. Согласно Великой хартии вольностей, принятой в 1215 году в ходе политической борьбы в Англии, никакой налог не мог взиматься без согласия Совета королевства (аналога Палаты лордов). Тем самым был установлен контроль Совета королевства над королевскими расходами.

На протяжении практически всей своей истории нашему государству присуща сильная исполнительная власть. В СССР парламентский контроль хоть и был закреплен нормативно-правовыми актами, но не реализовывался практически.

Часть 2 статьи 19 Конституции РСФСР 1978 года закрепляла положение о том, что Верховный Совет РСФСР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Но Верховный Совет собирался на сессии всего на несколько дней ежегодно, а потому не играл в системе государственных органов сколько-нибудь значительной роли.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что преобразования, проводимые в течение последнего десятилетия, привели к серьезным изменениям системы высших органов власти, которые оказали значительное влияние на взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти. Согласно ч.1 ст.

1 Конституции РФ 1993 года[1] Россия является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Также ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

«Но действенного механизма парламентского контроля за деятельностью Правительства так и не было создано, в итоге образованная модель дала сбой – злоупотребления и правонарушения, совершаемые представителями исполнительной власти, стали повседневной реальностью.

К тому же деятельность Правительства была не всегда эффективной»[2].

Целью настоящей работы является попытка анализа существующей на сегодняшний день практики парламентского контроля в Российской Федерации и рассмотрение соответствующей нормативно-правовой базы. В некотором отношении будет подвергнут изучению и опыт зарубежных стран.

Всё это позволит нам создать на научной основе целостное представление о механизме осуществления парламентского контроля в истории и существующей реальности отечественного парламентаризма, а также наметить возможные пути его дальнейшего развития для цели наиболее эффективного функционирования исполнительной власти в Российской Федерации.

Глава I. Понятие и формы парламентского контроля

1.1. Понятие, объект, субъект парламентского контроля и его задачи

Этимологические особенности слова «контроль» позволяют определить, что под контролем понимается установление правильности обстоятельств дела (от фр. сontrerole – противосвиток). Однако в конституционно-правовом значении под этим словом понимается нечто иное, причем разные авторы вкладывают в него подчас неодинаковый смысл.

Г.Еллинек под контролем понимал проверку важных для государства действий его органов и членов с точки зрения соответствия их определенным нормам. Он также выделял контроль политический и правовой. Разновидностями правового являются: административный, финансовый и парламентский контроль.

Последний осуществляется посредством критики действий органов правительства при помощи конституционных средств: интерпелляции, резолюции, назначения парламентского следствия. Также Г.Еллинек отмечал, что все они могут служить как политическим целям, так и целям правового контроля[3].

Современные российские и зарубежные авторы, как правило, не дают дефиниции парламентского контроля, перечисляя его формы и раскрывая их содержание.

Стоит отметить, что в современной зарубежной литературе существует несколько определений парламентского контроля.

Так, по мнению французских исследователей, парламентский контроль – это «комплекс мер, позволяющий палатам составить мнение о деятельности Правительства и свергнуть его в случае глубокого несогласия с проводимой политикой»[4].

По мнению немецкого автора В.

Стеффани парламентский контроль означает парламентский процесс проверки и определения формы поведения других, в частности правительства и других органов управления, при непосредственной или косвенной возможности применения санкций или обязательного в правовом отношении принятия решения, а также выражения политической позиции в результате получения информации, ее переработки и оценки, включающей одобрение и критику. Данное определение хоть и является более полным, чем у французских авторов, однако оно менее предпочтительно в силу своей излишней громоздкости.

А.А. Корнилаева и М.М. Утяшев определяют парламентский контроль как осуществляемый высшим законодательным (представительным) органом государственной власти комплекс мер по постоянному наблюдению и проверке деятельности системы, а также по устранению выявленных в результате такой проверки нарушений и предупреждению возможных несоответствий.

На наш взгляд, более предпочтительным является определение Е.В.

Ковряковой, согласно которому, парламентский контроль – это «…система норм, регулирующая установленный порядок проведения, наблюдения и проверки в основном деятельности органов исполнительной власти, который осуществляется как парламентским большинством и оппозицией, так и вспомогательными органами высшего законодательного органа и направлен на оценку этой деятельности с возможным применением санкций (вотума недоверия, резолюции порицания, импичмента и т.п.)»[5].

Исходя из данного определения видно, что субъектами данных правоотношений являются парламент и правительство.

Объектом парламентского контроля является деятельность органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Цель парламентского контроля – выявление неправомерности или неэффективности деятельности Правительства.

Предполагается разумным привести классификацию задач (этапов) парламентского контроля, данную В. Стеффани применительно к деятельности Германского Бундестага:

1. получение или сбор информации, необходимой для принятия ответственных решений и выработки позиций по тем или иным вопросам. Для решения этой задачи могут быть использованы различные источники, например: сообщения в СМИ, доступ к банкам данных, парламентские слушания и т.д.;

2. предварительная обработка полученной информации, осуществляющаяся в парламентских комиссиях и комитетах, а также в парламентских вспомогательных служебных органах и службах;

3. анализ и оценка полученной информации, осуществляемый посредством проведения совещаний на открытых или закрытых заседаниях комитетов и комиссий, а также обсуждения полученной информации на заседаниях парламента (или его отдельной палаты в бикамеральных парламентах);

4. выработка парламентом определенной позиции по тому или иному вопросу или принятие на основе полученной информации решения, в том числе и возможность непосредственного применения санкций.

1.2. Формы парламентского контроля

Классификацию форм парламентского контроля современные авторы проводят по разным основаниям. По мнению Корнилаевой А.А.

, классифицировать формы парламентского контроля следует следующим образом: парламентский контроль, осуществляемый самим парламентом, входящими и не входящими в его структуру органами и должностными лицами; упреждающий, сопутствующий и последующий парламентский контроль; парламентский контроль, осуществляемый в определенных сферах (соблюдения прав и свобод человека, в финансово-бюджетной сфере, в сфере обороны и безопасности и т.д.). Таким образом, критериями классификации парламентского контроля будут являться: органы, осуществляющие парламентский контроль; время осуществления парламентского контроля; содержание; процедура и основания парламентского контроля, действующий политический режим и т.д.

Источник: https://mirznanii.com/a/44009/parlamentskiy-kontrol-v-rossiyskoy-federatsii

Закон24
Добавить комментарий