Надзорные органы рф. Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности. Банк России как контрольный финансовый орган

Контрольно надзорные органы. Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности Что относится к контролирующим органам

Надзорные органы рф. Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности. Банк России как контрольный финансовый орган

Основным государственным органом контроля является Государственная Дума, а точнее Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят контролирующую экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.

Независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие контролирующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; реулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, – тематические проверки и ревизии.

Президент РФ

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти.

Среди его функций – контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Правительство РФ

Контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Министерство финансов (Минфин)

Не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства

Осуществляют оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ, на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства осуществляют государственную бюджетную политику; управляют процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Государственная налоговая служба

Обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления.

Центральный Банк России (ЦБР)

Организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

Ответ от

[мастер]Перечень контрольно-надзорных функций УправленияУправление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет следующие контрольно-надзорные и разрешительные функции: Выдает обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, определенных действующим законодательством.

Осуществляет государственный контроль в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в соответствии с законодательством. Выдает задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного, выявленных объектов культурного наследия; согласовывает проектную документацию на данные виды работ; осуществляет приемку данных работ.

В случаях и порядке, установленных законодательством, согласовывает и выдает разрешения на проведение землеустроительных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объектов культурного наследия и их зон охраны.

Согласовывает в установленном порядке землеустроительную, градостроительную, проектную документацию, градостроительные регламенты, а также решения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления о целевом использовании земель и изменении их правового режима. Согласовывает сделки с объектами культурного наследия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Составляет в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.15, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области по следующим составам административных правонарушений: – нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны; – проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия; – незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения; – уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации; – нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и их территорий.

Обращается в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности по вопросам, отнесенным к компетенции управления.

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности.

Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области.

Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность.

Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Источник: https://plkvn.ru/kommunalnye-platezhi/kontrolno-nadzornye-organy-kontrolno-nadzornye-organy-rf-spisok.html

Состав и структура органов финансового контроля в РФ

Надзорные органы рф. Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности. Банк России как контрольный финансовый орган

Органы финансового контроля обеспечивают соблюдение законодательства в области экономических отношений. Без органов финансового контроля невозможно эффективное функционирование народного хозяйства, поскольку они обеспечивают согласованность интересов бюджетной системы и частного хозяйственного сектора экономики.

Состав органов финансового контроля в РФ

Согласование действий учреждений финансового контроля

Группировка органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

Деятельность Счетной палаты РФ как инструмента контроля государственных структур

Органы государственного финансового контроля в исполнительной власти

Региональные и местные структуры финансового контроля

Банк РФ как субъект финансового контроля

Компетенция ЦБ РФ в области контроля внебанковского сектора

Состав органов финансового контроля в РФ

Осуществляющие финансовый контроль в РФорганы указаны в п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095. На данный момент финконтроль осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • ЦБ РФ;
  • Минфин РФ;
  • ФНС РФ;
  • Федеральная таможенная служба.

До 2000 года в этот перечень входила Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако впоследствии она была ликвидирована, а ее полномочия перешли к Минфину РФ и Министерству экономического развития.

Перечень контролеров не ограничивается приведенным списком, функции органов финансового контроля могут исполнять иные госучреждения при условии, что в их ведении находится поступление и расходование средств бюджета (п. 2 указа № 1095). В субъектах РФ и муниципалитетах местные органы могут формировать свои органы финансового контроля, это могут быть территориальные счетные палаты, особые депутатские группы.

Для решения определенных вопросов в сфере формирования и использования госбюджета некоторые надзорные функции могут исполнять органы прокуратуры, МВД, ФСБ. В то же время нужно понимать, что для данных структур подобные функции не являются основными и их участие в контрольных процедурах зачастую сводится к взаимодействию с иными участниками процесса.

Согласование действий учреждений финансового контроля

Как сказано выше, деятельность силовых структур лишь в малой доле связана с надзорными функциями в области государственных финансов. Основная работа в данной области, на основании п. 2 указа № 1095, проводится иными специализированными учреждениями. Но силовые ведомства участвуют в коммуникациях с органами государственного финансового контроля.

Примером такого взаимодействия служит право, закрепленное в п. 7 разд. II приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717, согласно которому правоохранительные органы могут требовать создания проверяющих комиссий для проведения надзорных действий в компаниях, независимо от их организационно-правовой формы.

Более того, п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 предусматривает обязанность Росфиннадзора по инициативе прокуратуры проводить инспектирование структур, имеющих отношение к формированию, использованию или распределению средств государственного бюджета, а также участвовать в операциях, связанных с движением госимущества.

Возможно взаимодействие и между органами, не относящимися к правоохранительной системе. Разрешен, на основе ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС РФ № ММВ-27-2/5, обмен информацией между Банком РФ и органами ФНС.

В качестве возможных данных может выступать перечень банков, для которых ЦБ установил какие-либо ограничения на операции.

Представители налогового ведомства могут делиться данными о нарушениях банков при осуществлении переводов на счета казначейства и при иных транзакциях, связанных с перемещением бюджетных средств.

Группировка органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

Органы финансового контроля можно классифицировать следующим образом:

  • Контрольно-счетные учреждения, организуемые на законодательном уровне, к ним относится Счетная палата РФ на федеральном уровне и подобные органы на местах.
  • Контрольно-ревизионные органы от исполнительной власти. В качестве примера можно привести Минфин, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ФНС РФ и Росфинмониторинг.
  • Контрольно-ревизионные органы, формируемые на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.
  • Банк РФ со всеми входящими в его состав подразделениями.

Поскольку характер работы каждого из указанных объединений имеет свои особенности, их следует изучить подробнее.

Деятельность Счетной палаты РФ как инструмента контроля государственных структур

Счетная палата РФ — один из основных органов финансового контроля. Она работает на постоянной основе, создается при содействии обеих палат парламента — Совета Федерации и Государственной думы. Счетная палата должна сдавать отчеты в законодательные органы РФ, в ее функции входят:

  • надзор за осуществлением расходов бюджета;
  • проверка использования средств из внебюджетных фондов;
  • контроль за направлениями использования госсобственности;
  • анализ проектов законодательства и нормативно-правовых актов, относящихся к использованию средств бюджета и внебюджетных фондов;
  • оценка проектов бюджетов перед их утверждением в ГД РФ.

Основные задачи, которые решает счетная палата как орган финансового контроля:

  • надзор за использованием средств и проведение инвентаризаций;
  • оценка и анализ операций с бюджетными средствами и их последствий;
  • предоставление информации заинтересованным лицам.

Большинство ревизий осуществляется на местах, т. е. на тех территориях, где происходит распределение бюджетных средств. Результаты пересчетов и выводы по результатам проверок оформляются в формате отдельного заключения. Роль данного органа финансового контроля в процессе составления государственного бюджета включает следующие направления работы:

  • оценка обоснованности статей расходов и эффекта, получаемого от реализации проектов;
  • выявление ключевых показателей и допустимых параметров формирования денежных фондов.

Помимо этого сотрудники ведомства оказывают помощь в проработке вопросов финансовой политики государства и совершенствования бюджетного законодательства. Кроме того, они привлекаются для анализа межправительственных соглашений в области экономики и финансов с другими государствами.

На территории субъектов РФ формируются региональные службы Счетной палаты РФ. Их задачи схожи с целями федерального ведомства, однако решаются они только в рамках территорий.

В частности, их работники оценивают источники поступления бюджетных средств и наиболее рациональные варианты их использования, осуществляют надзор за исполнением планов государственного финансирования важных хозяйственных проектов, прорабатывают оптимальные возможности осуществления расходов местных бюджетов.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной власти

Помимо счетной палаты существует целый ряд ведомств, осуществляющих контроль в области государственных финансов. Наиболее значимыми с позиции влияния на экономические процессы среди них являются:

  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Росфиннадзор;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин, строго говоря, не является органом, непосредственно исполняющим контрольные функции, однако он может выполнять отдельные поручения президента или правительства в данной сфере и, являясь одним из основных регулирующих органов в области финансов, контролирует деятельность иных учреждений, непосредственно осуществляющих надзорные функции.

Одним из таких органов финансового контроля является ФНС, курирующая законность деятельности фирм в области налоговых и бюджетных правоотношений.

Одной из ее главных задач является обеспечение своевременного и полного исполнения хозсубъектами обязательств перед бюджетом в части предусмотренных платежей и сборов.

Кроме того, ФНС контролирует правильность составления соответствующих отчетных документов.

Следующим ведомством, напрямую подконтрольным Минфину РФ, является Росфиннадзор. В область его интересов входят процедуры государственного финансирования, порядок реализации бюджетной дисциплины, а также деятельность участников валютного рынка. К частным вопросам, которыми занимается данное госучреждение, относятся:

  • порядок использования средств бюджета;
  • обоснованность выдачи субсидий, субвенций, кредитов;
  • мониторинг соблюдения финансового, бюджетного законодательства, наказание нарушителей.

Служба финансового мониторинга как орган финансового контроля была создана не так давно, однако в связи с тем, что подчиняется она напрямую Президенту РФ, ее влияние не стоит недооценивать. Ее сотрудникам вменено в обязанности изучать все многообразие происходящих на рынке сделок с целью выделения тех, что:

  • носят противозаконный характер;
  • направлены на подрыв устойчивости финансовой системы государства;
  • служат для снабжения деньгами экстремистских организаций.

Сотрудники Росфиннадзора также наделены правом привлекать к ответственности субъектов, осуществляющих незаконную деятельность.

Федеральное казначейство — еще один орган, находящийся в подчинении Минфина РФ.

Оно также непосредственно задействовано в процедуре контроля за расходованием бюджетных средств и обеспечением соответствия их направленности целям, стоящим перед государством.

Оно наделено полномочиями пресекать незаконные операции в области использования средств бюджета, а также оказывать воздействие на лиц, нарушающих действующее законодательство в данной области.

Региональные и местные структуры финансового контроля

Как отмечалось ранее, органы финансового контроля создаются и на уровне территориальных образований РФ. Существующее законодательство предполагает разделение в работе федеральных, региональных и местных властных структур.

В то же время создаваемые в рамках полномочий региональных и местных правящих структур надзорные органы имеют идентичные с их вышестоящими коллегами цели: контроль за рациональным и целевым использованием средств бюджета.

Даже в области применяемых при контроле рычагов воздействия органы финконтроля федерального и местного уровня достаточно схожи.

В то же время на муниципальном уровне в силу особенностей организации бюджетных процедур могут применяться специализированные методы решения задач. Нередкими бывают случаи, когда одинаковые задачи ставятся перед смежными учреждениями финансового контроля, однако в этом случае местными властями создается соответствующая правовая основа.

В процессе осуществления своих функций местные органы финконтроля могут привлекать независимых экспертов: некоммерческие компании, аудиторов, общественные объединения.

Банк РФ как субъект финансового контроля

Деятельность ЦБ РФ в данной области имеет довольно узкую направленность и сосредоточена прежде всего на обеспечении законности денежных, кредитных операций, устойчивости отечественной денежной единицы, расчетных отношений, курсов валют.

Перечень функций ЦБ РФ как органа финансового контроля:

  • поддержка устойчивого курса рубля, его покупательной способности без значимых резких отклонений;
  • оптимизация работы банковского сектора;
  • осуществление расчетных операций внутри страны на достойном уровне;
  • кредитование банков;
  • лицензирование банковской деятельности;
  • издание локальных нормативных актов в области банковского регулирования.

Перечень проблем, которые систематически приходится решать главному банку страны:

  • создание и совершенствование процедур в области денежно-кредитного обращения;
  • контроль денежной массы, ее регулирование;
  • рациональное использование ключевой ставки как значимого фактора экономического развития;
  • создание условий для эффективной организации расчетных процедур внутри страны;
  • прогнозирование изменений экономической системы страны, влияющих на устойчивость и развитие денежно-кредитной политики.

Посредством своей деятельности Банк РФ воздействует на экономических субъектов, способствуя исполнению ими федеральных законов, приказов, различных нормативно-правовых актов, издаваемых правительством или его учреждениями.

Осуществление надзорных функций Центральным банком — крайне важный фактор результативности всей его деятельности, поскольку принять регулирующий акт недостаточно, необходимо обеспечить его корректную и своевременную реализацию в финансово-кредитном секторе.

Одна из основных задач Центробанка — мониторинг соответствия деятельности банков законодательству РФ.

Компетенция ЦБ РФ в области контроля внебанковского сектора

Полномочия ЦБ не ограничиваются только надзором за деятельностью профильных структур, у него имеются права регулирования в некоторых других сегментах народного хозяйства.

Еще в 2012 году подобные операции выполняло отдельное ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Но с 2013 года она была распущена, а ее функции перешли к ЦБ РФ.

Отрасли и виды компаний, подпадающие под юрисдикцию Банка РФ:

  • страховой сектор;
  • фондовые рынки;
  • инвестиционные группы;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • биржевая деятельность;
  • работа бюро кредитования;
  • кредитные жилищные кооперативы;
  • сфера платежных сервисов;
  • микрокредитные компании.

Их работу необходимо оценивать не только в области соблюдения финансового права, но также исходя из положений Гражданского и Налогового кодексов. В подобных случаях ЦБ осуществляет свою деятельность совместно с иными смежными контролирующими структурами.

***

Перечень органов финансового контроля довольно широк. Он не ограничен только учреждениями федерального уровня, достаточно большой спектр полномочий в данной области предоставлен региональным и местным властям.

Источник: https://okbuh.ru/finansovyj-kontrol/sostav-i-struktura-organov-finansovogo-kontrolya-v-rf

Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности

Надзорные органы рф. Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности. Банк России как контрольный финансовый орган

Государство есть не что иное, как целостная система, функционирующая на основе человеческой деятельности. Другими словами, каждую в отдельности державу необходимо рассматривать комплексно, чтобы понять её функционал и, что самое важное, цель существования.

При этом все без исключения люди являются маленькими элементами этой громоздкой структуры. Их деятельность регулируется правом, что в современном мире есть нормой. Однако наличие одних лишь официальных правил поведения не всегда удачно сказывается на человеческой работе.

Суть в том, что право было изобретено для координации общества с целью выполнения им определенных функций. Сегодня эта догма известна практически всем и каждому, однако данный факт не мешает некоторым индивидам нарушать установленный порядок вещей.

Поэтому государство, если рассматривать его как целостный механизм, осуществляет контроль в тех или иных отраслях современной жизнедеятельности общества. Хорошо это или плохо – ответить довольно сложно. Но в любом случае отношение к такому положению вещей не исключит существования специальных контрольных органов.

В Российской Федерации подобные ведомства сегодня эффективно функционируют и выполняют все ставящиеся перед ними задачи. Но тут возникает вопрос: “Какие вообще государственные контролирующие и надзорные органы в нашей стране существуют?”

Что такое надзор?

Система органов государственной власти разделена на три ветви. Элементами подобной структуры есть ведомства законодательного, судебного и исполнительного типа управления. Органы последнего вида являются реализаторами государственной политики и, что самое важное, функций державы.

Иными словами, через исполнительную власть Россия выдвигает и обеспечивает свои интересы. Наряду с этим, данные органы осуществляют надзор во вверенных секторах.

Надзор в данном случае представляет собой вид официальной деятельности, которая направлена на обеспечение режима законности в определенных сферах. Довольно часто представленный вид работы отождествляют с контролем, хотя эти понятия характеризуют абсолютно разные типы деятельности.

И все же контролирующие органы РФ, список которых будет представлен далее, часто путают с надзорными, что является теоретической проблемой.

Наличие контрольно-надзорных органов в современной России не дает возможности полностью уравнять термины «надзор» и «контроль». В обоих случаях осуществляется разная по своей сути деятельность, направленная на достижение определенных целей.

Контроль, в свою очередь, есть частью системы управления в целом. Его осуществляют путем наблюдения для оптимизации деятельности конкретного объекта. В противовес надзору, контроль не есть формой обеспечения законности.

Он существует для повышения эффективности определенных структур.

Как оба типа деятельности соотносятся между собой?

Контрольно-надзорные органы РФ, список которых будет представлен далее, в процессе своей деятельности реализуют разные задачи.

С одной стороны, их работа направлена на обеспечение законности деятельности определенных субъектов, с другой – они контролируют данных субъектов для повышения эффективности их существования и выполнения ими определённых функций. Но тут необходимо провести важную черту.

Надзор является деятельностью по отношению к иным, не входящим в структуру определенного органа субъектам. В свою очередь, контролироваться могут лишь внутренние подразделения определенных ведомств. Этот факт есть ключевым моментом, которые характеризует взаимосвязь двух представленных типов деятельности.

Контрольно-надзорные органы государственной власти

На сегодняшний день в России существует целая система органов представленного в статье типа. Их деятельность осуществляется в строгих законодательных рамках, которые устанавливаются Конституцией и другими нормативными актами нашего государства. Ключевыми принципами, на которых основана деятельность контрольно-надзорных органов, являются:

  • законность;
  • гласность и профессионализм;
  • справедливость;
  • самостоятельность и независимость.

Довольно значимым есть также принцип социальной ориентированности. Его наличие говорит о том, что надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, осуществляют свою деятельность для общества и с учетом его непосредственных интересов.

Эффективность выполнения задач представленными ведомствами обусловлена наличием специального законодательства. То есть работа надзорных органов осуществляется как на основе общеправовых, так и специальных юридических норм.

Это также говорит о наличии уникальных полномочий у представленных в статье ведомств.

Надзорные органы РФ: права, полномочия

Деятельность упомянутых в статье ведомств строится на «трех китах», а именно: своевременности реагирования, приоритета корректирующего вмешательства и беспрепятственности выполнения задач. Эти моменты вполне можно охарактеризовать как специальные принципы деятельности контрольно-надзорных органов.

Но реализация данных положений возможна лишь в особых условиях, которые обеспечивают специальные полномочия. Правовой статус контрольно-надзорных органов закреплен в актах отраслевого законодательства, то есть положениях и законах, непосредственно регулирующих деятельность той или иной структуры.

К числу общих полномочий можно причислить:

  • разработку и реализацию политики в определенной сфере;
  • осуществление контроля и надзора в пределах компетенции;
  • принятие соответствующих административных мер влияния по отношению к субъектам, нарушающим установленный законодательством режим;
  • предоставление отчетности о проведённой работе вышестоящим органам.

Безусловно, представленные полномочия не являются исчерпывающими. Они лишь показывают широту деятельности контрольно-надзорных органов России. Иные особенности правового статуса каждого в отдельности ведомства закрепляются в отраслевом законодательстве.

Перечень контрольно-надзорных органов

Жизнедеятельность государства зависит от эффективности работы в той или иной отрасли. Поэтому список контролирующих органов довольно велик, потому что страна осуществляет координацию большинства известных на сегодняшний день сфер работы. Главными отраслями, в которых реализуется государственный контроль, являются:

  • здравоохранение, культура, образование;
  • государственное управление;
  • социальная защита, промышленность, экономика и торговля;
  • связь, информация.

При этом большинство органов на сегодняшний день расширяют свою компетенцию и структуру, что обусловлено появлением новых, ранее не существовавших общественных отношений в тех или иных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в статье мы рассмотрим наиболее важные контрольно-надзорные органы РФ. Список данных ведомств включает следующие структуры:

Как уже указывалось ранее, представленный список контрольно-надзорных органов не есть исчерпывающим. Упомянутые выше ведомства осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.

Энергетика и связь

Контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, содержат в своей структуре специальные ведомства, которые реализуют координацию деятельности в сфере энергетики и связи.

В первом случае мы говорим о Министерстве энергетики России. Данный орган осуществляет обследование эффективного использования ресурсов в РФ.

То есть производит контроль ведомств и их годового уровня потребления энергоресурсов.

В свою очередь, на Минсвязь возлагаются полномочия по надзору за соблюдением требований и нормативных правил, соответствующих государственному стандарту. Данная работа осуществляется путем координирования оборота сертифицированных работ, услуг и т. п.

Финансы и экономика

В финансовой сфере нашего государства основная деятельность ведется Министерством финансов, экономического развития, ФНС, а также Счетной палатой. Каждый представленный орган реализует пакет собственных полномочий по определенной линии работы.

К примеру, ФНС следит за соблюдением налогового законодательства, а также процессом своевременности отчислений в бюджет государства.

Министерство финансов и Министерство экономического развития осуществляют контрольно-надзорную деятельность в секторе валютных операций, использования бюджетных средств, аудиторской деятельности, ценообразования, деятельности всего хозяйственного сектора и т. д. Схожие с ФСН функции имеет Счетная палата.

В сфере обеспечения правопорядка и безопасности государства и его населения также действуют специальные контрольно-надзорные органы РФ. Полный список подобных ведомств невелик и включает в себя Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности и Прокуратуру. Функционал этих органов является наиболее широким.

Весь массив их полномочий распространен на всех граждан РФ, а также предприятия и организации вне зависимости от формы собственности или структуры. К тому же надзор представленных ведомств в некоторых случаях принимает форму расследований, приводящихся по факту наиболее грубых нарушений действующего законодательства.

Вывод

Итак, контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в данной статье, выполняют важные функции, осуществление которых производится во благо нашего государства и его населения.

Источник: https://FB.ru/article/288538/kontrolno-nadzornyie-organyi-rf-spisok-prava-polnomochiya-i-osobennosti

Дипломная работа по теме: “Контрольно-надзорные функции Центрального банка РФ“

Надзорные органы рф. Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности. Банк России как контрольный финансовый орган

Страница:   1   2   3

  • Введение
  • 1.1. Обзор этапов формирования контрольно-назорных функций Банка России в историческом разрезе
  • 1.2. Современная история Центрального Банка Российской Федерации
  • 1.2.1. Правовой статус Банка России
  • 1.2.2. Функции Банка России
  • 1.3. Понятие, цели и значение контрольно-надзорных функций Банка России
  • 1.4. Направления осуществления контроля и надзора Банком России
  • 1.4.1. Банковское регулирование и банковский надзор
  • 1.4.2. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков
  • 1.4.3. Надзор и наблюдение в национальной платежной системе
  • 1.4.4. Валютный контроль
  • 1.4.5. Контроль и надзор в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • 2.1. Банк России как мегарегулятор финансового рынка
  • 2.2. Актуальные вопросы развития контрольно-надзорных функций Банка России
  • Заключение
  • Список использованных нормативно-правовых актов и иных источников права
  • Список литературы

Введение

Нынешний период в истории России характеризуется неуклонным развитием экономики в условиях мирового кризиса.

В обстоятельствах нестабильности мировой экономики, с одной стороны, и развития внутреннего финансового рынка, с другой стороны, требуется полномасштабное вмешательство государства в деятельность субъектов финансовых отношений, заключающееся в применении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций и иных финансовых институтов, и развитию национальной платежной системы.

Одним из средств, обеспечивающих стабильность финансового рынка в государстве, является надзор и контроль за его функционированием, поскольку любые сбои в работе финансовых институтов представляют прямую угрозу хозяйственному обороту и финансовой стабильности субъектов хозяйственных правоотношений.

Субъектом указанной контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации является Банк России. Данный статус Банка России сложился исторически и обусловлен экономическими и политическими предпосылками.

Как отмечает Антропцева И.О. в диссертационной работе на тему «Правовой статус Банка России: финансово-правовой аспект» Центробанк занимает особое место в системе субъектов хозяйственной деятельности и государственной власти, поскольку он является посредником между обществом и государством.

С одной стороны, Банк России выступает эмиссионным центром, органом государственного управления и контроля за деятельностью других финансово- кредитных институтов. С другой стороны, является коммерческим предприятием.

Банк России наделен правом издания нормативных актов, касающихся регулирования финансовой сферы.

В процессе административно-правовой реформы, проводимой государством в сфере управления финансовым рынком, Банк России наделяется новыми полномочиями и превращается в мегарегулятор, который призван снять административную нагрузку на субъекты финансового рынка и взять под свой контроль системные риски. Таким образом, современный этап развития финансовой системы в России демонстрирует финансовый рынок в качестве рефлексирующей системы, во главе которой стоит инициатива государства и деятельность Банка России.

Как следует из названия настоящей дипломной работы: «Контрольно-надзорные функции Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», работа посвящена исследованию функций Банка России по регулированию, надзору и контролю за деятельность субъектов на финансовом рынке, в том числе в его банковском секторе.

Не претендуя на полный охват всех проблем, связанных с реализацией Банком России контрольно-надзорных функций, я ставлю перед собой задачу раскрыть тему через обзор истории формирования административно-правового статуса Банка России в качестве финансового мегарегулятора, анализ понятий «контроль» и «надзор» применительно к деятельности Банка России, рассмотрение правовой базы, регламентирующей контрольно-надзорную деятельность Банка России, а также исследование тенденций дальнейшего развития указанных функций.

Работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и иных источников права, списка литературы, а также двух приложений.

Первая глава «Общая характеристика контрольно-надзорных функций Банка России» включает четыре параграфа: § 1. Обзор этапов формирования контрольно-назорных функций Банка России в историческом разрезе, § 2. Современная история Центрального Банка Российской Федерации, § 3. Понятие, цели и значение контрольно-надзорных функций Банка России, § 4.

Направления осуществления контроля и надзора Банком России. Вторая глава «Проблемы и направления совершенствования правового регулирования контрольно-надзорных функций Центрального Банка Российской Федерации» включает два параграфа: § 1. Банк России как мегарегулятор финансового рынка § 2.

Актуальные вопросы развития контрольно-надзорных функций Банка России.

Методологическую основу исследования составляют научные труды в области финансового права, в том числе следующих авторов: Антропцевой И.О., Поповой Л.Л., Студеникиной М.С., Коробовой Г.Г., Грачевой Е.Ю., Данилова Ю., Ефимовой Л.Г.

, Ефимовой Е.Г., Жмулевской А.П., Кутузовой А.С., Лапиной М.А., Криворучко С.В., Савинской Н.А., Арзуманов Л.Л., Бубновой О.Ю., Пастушенко Д.С., Рождественской Т.Э., Скворцовой Т.А., Смоленского М.Б., Симановского А.Ю., Елизаровой Н.В.

В работе использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция. Также применены исторический, диалектический и сравнительно-правовой методы исследования.

Актуальность темы настоящей работы заключается в осмыслении роли контрольно-надзорных функций Банка России в условиях становления его статуса в качестве мегарегулятора финансового рынка в России.

1.1. Обзор этапов формирования контрольно-назорных функций Банка России в историческом разрезе

Как отмечает Симановский А.Ю.

в статье «Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс», с экономической точки зрения выполнение разного рода контрольных функций и функций по надзору за деятельностью хозяйствующих субъектов может быть доверено различным государственным, в ряде случаев и негосударственным органам. Международная практика организации надзора за деятельностью финансовых посредников являет широкое разнообразие вариантов решения этой общей для всех стран проблемы.

Между тем, в России именно Центральный Банк стал ключевым звеном в осуществлении функций контроля и надзора на финансовом рынке. Данная ситуация обусловлена историей становления Центробанка.

«Центральный Банк Российской Федерации прошел длинный путь эволюции, прежде чем у него появились функции, которыми он наделен в настоящее время» — пишет Антропцева И.О. в работе «Правовой статус Банка России: финансово-правовой аспект».

Антропцева И.О. выделяет три основных этапа в развитии и становлении Центробанка:

  1. государственный банк Российской Империи;
  2. народный банк РСФСР;
  3. государственный банк СССР.

Создание государственного банка Российской Империи было обусловлено экономическими изменениями в стране в связи с проведением экономических и политических реформ во второй половине 19 века, когда возникла необходимость упразднения прежних казенных кредитных установлений, созданных еще при Екатерине второй.

Возникла потребность в работе новых финансовых учреждений для реализации экономических реформ.

В середине 19 века государство испытывало финансовые затруднения, данное обстоятельство сыграло существенную роль в принятии властью решения об отказе от монополии государства на банковский кредит и пойти на реформирование кредитной системы.

«Если обратиться к первому Уставу Государственного банка 1860 года, то можно сделать вывод, что целью создания банка было «оживление торговых оборотов» и «упрочнение денежной кредитной системы. Таким образом, первоначальная цель создания Государственного банка и по настоящее время фактически не изменилась».

Создание государственного банка в России можно отнести к 1860 году, когда указом Александра второго был создан Банк России. Центробанку были переданы вклады государственных кредитных установлений. Госбанк осуществлял банковские операции в объеме денежной эмиссии и собственных средств.

Таким образом, исторически в правовой статус государственного банка в России была заложена двойственность, а именно: с одной стороны, банк в качестве основной функции осуществлял денежную эмиссию, а с другой стороны, существовал, получая доходы от собственной деятельности в качестве хозяйствующего субъекта. Государственный Банк находился в ведении министерства финансов под наблюдением Совета государственных кредитных установлений, поэтому, «…говорить относительно независимости деятельности Государственного банка не приходится … Государственный банк являлся государственным органом».

Таким образом, Банк России являлся центральным эмиссионным банком. Он возглавлял двухуровневую банковскую систему, включающую Центробанк, в качестве первого уровня, и на втором уровне — коммерческие банки.

В те времена, как и сейчас, банковская система не включала такие финансовые институты, как инвестиционные, страховые компании, финансовые фонды, ломбарды. Указанные финансовые институты и кредитная система формировали финансовый рынок.

Революция 1917 года, перевернув социально-экономическую систему в государстве, полностью видоизменила и банковскую систему. На смену двухуровневой системе пришла одноуровневая: декретом ВЦИК 1917 года «О национализации банков» в стране введена государственная монополия на банковское дело.

Банковская систем СССР существовала при работе трех банков, а именно: Государственного банка, Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений СССР (Стройбанка СССР), Банка для внешней торговли СССР (Внешторгбанка СССР).

Единым эмиссионным институтом выступал госбанк. Госбанк также являлся в стране кассовым и расчетным центром, осуществлял кредитование субъектов хозяйственной деятельности.

Работа банка контролировалась государственными органами управления, деятельность потребителей банковских услуг на внутреннем рынке не имело влияния на функционирование системы денежного обращения.

Деятельность других банков велась в следующих направлениях: Стройбанк – осуществлял финансирование и кредитование хозяйствующих субъектов под цели капитальных вложений в различных отраслях народного хозяйства, за исключением сферы сельского хозяйства. Внешторгбанк – кредитовал субъектов внешнеторговых сделок. Он же осуществлял операции с иностранной валютой, золотом и драгметаллами.

Функционирование советской одноуровневой банковской системы продемонстрировала низкую эффективность подобной модели организации банковской деятельности.

Итогом работы этой системы явились кризисные явления восьмидесятых годов прошлого века, которые выразились ухудшением денежного обращения в государстве, которое привело к инфляции; стали очевидными также следующие негативные тенденции в экономике:

— кредитный оборот начал отставать от движения ценностей, выраженных в вещественной форме, т.е. в виде имущества, товаров, предметов. Так в период с 1965 года по 1987 год валовой общественный продукт вырос всего в 3,4 раза, в то время как кредитные вложения в хозяйственный сектор экономики вырос в семь раз,

— кредит, по сути, утратил свои экономические функции. Необходимо отметить, что некоторые экономисты выделяют до сорока функций кредита, однако, наиболее значимыми из них являются три. Распределительная функция, выражающаяся в перераспределении свободных денежных средств, в пользу потребителя кредитной услуги.

Перераспределяющая функция отражает перевод активов в наиболее эффективные отрасли экономики – эмиссионная функция (банковский мультипликатор). Согласно второй функции кредитные средства, которые находятся в обращении в той или иной отрасли, создаются кредитной системой в целом.

Контрольная функция, которая выражается в осуществлении контроля за эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Собственно, в восьмидесятых годах кредит перестал выступать в роли активного инструмента воздействия на экономику.

Кредит, по сути, заменил функции бюджетного финансирования, поскольку, выданные кредиты, в большинстве случаев, не возвращались в банки, а списывались,

— кредиты в силу их неэффективного распределения и использования имели низкую процентную ставку, т.е. нарушался еще и один из важнейших принципов кредитования – платность.

Таким образом, к моменту, когда Россия приступала к переходу на рыночную экономику, возник социально-экономический заказ на модернизацию кредитной системы страны. Реформа банковской системы, которая произошла в период с 1987 года по 1991 год была продиктована именно потребностью экономики в выживании в условиях рынка.

В процессе банковской реформы Государственный банк СССР потерял монополию, были созданы частные коммерческие банки. Центробанк сохранил функции, связанные с регулированием денежно-кредитного обращения. В стране; возник и стал развиваться также финансовый сектор в его небанковском сегменте.

На современном этапе существования российская кредитная система включает в себя следующие организационные институты: Центральный банк (Банк России), банки и небанковские кредитно-финансовых институты, в т.ч. страховые компании, фонды инвестиционные и пенсионные, финансово-строительные компании.

1.2. Современная история Центрального Банка Российской Федерации

Современная история, к которой мною был отнесен период времени от распада СССР по наши дни, иллюстрирует возрастающий авторитет Банка России в качестве института, наделенного властными полномочиями.

Справочная информация о деятельности Банка России за указанный период приведена на сайте Банка России.

Датой создания Центрального банка Российской Федерации (Банка России) является 13 июля 1990 года – дата Постановления ВС РСФСР «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики».

Источник: https://xn--d1aux.xn--p1ai/kontrolno-nadzornye-funktsii-cb/

Закон24
Добавить комментарий