Кто из названных лиц является агентом социализации. Агенты социализации. Социализация личность и ее агенты

Агенты первичной и вторичной социализации: примеры и их значение

Кто из названных лиц является агентом социализации. Агенты социализации. Социализация личность и ее агенты

Человек, как известно, существо социальное. Мы живем в обществе и подчиняемся его законам. Становление личности человека происходит в процессе его воспитания, развития и социализации.

Этот процесс начинается практически с первых дней знакомства ребенка с миром и продолжается на протяжении всей жизни.

В данной статье мы рассмотрим влияние агентов первичной и вторичной социализации на личность человека.

Что такое социализация?

Она подразумевает под собой процесс усвоения человеком общественных норм, ценностей и образцов поведения.

Становление личности человека происходит при помощи так называемых агентов первичной и вторичной социализации и ее институтов.

Процесс адаптации к выдвигаемым условиям социума включает в себя передачу и усвоение знаний, умений, навыков, формирование идеалов, норм и правил поведения.

Цель и функции социализации

Главной целью данного процесса является подготовка индивида к исполнению определенной роли и соответствию требованиям, предъявляемых к нему обществом. Исходя из этого, социализация осуществляет ряд функций. Среди них можно выделить такие:

  • Нормативно-регулятивная функция. Она связана с регуляцией межличностных отношений в социуме, которые подчиняют общепринятым нормам и законам. Осуществляется благодаря воздействию на человека семьи, учебного или рабочего коллектива, религии, политики и других социальных институтов.
  • Личностно-преобразовательная функция. Эта функция социализации заключается в выделении человеком личностных установок, ценностей и ориентиров, преобразовании общественных идеалов в личностно значимые понятия.
  • Ценностно-ориентированная функция. Определяется тем, что человек осознает и принимает общественные ценности, которые близки его окружению; регулирует свое поведение в соответствии с этими ценностями, вырабатывает собственные жизненные ценности. Сформированность ценностных ориентаций влияет на отношение человека к окружающей действительности и своим близким.
  • Информационно-коммуникативная функция. В процессе коммуникации происходит обмен информацией. Это способствует расширению социального опыта и знаний каждого индивида.
  • Проективная функция. Способствует тому, что человек или группа в процессе социализации усваивает модель поведения и проектирует ее на свою жизнедеятельность, руководствуясь в своей деятельности определенным проектом. То есть это действие по определенной схеме.
  • Творческая функция. Становится возможной при достаточно высоком уровне социальной адаптации и свидетельствует о способности человека или социальной группы творить, создавать что-либо новое, искать пути выхода из ситуации, используя при этом свой личный опыт, накопленный в процессе социализации.
  • Компенсаторная функция. Сущность данной функции социализации в восполнении недостатков физического, психического или интеллектуального характера. В рамках данной функции происходит адаптация человека с определенными особенностями или недостатками к полноценной жизнедеятельности в обществе.

Механизмы социализации

Факторами или механизмами, с помощью которых осуществляется этот процесс, является все то, что влияет на жизнь человека. Сюда можно отнести наследственность, семью, коллектив, книги, телевидение, Интернет, тип общественного строя, политическую систему и другое.

Под агентами социализации подразумевается окружение человека, которое, воздействуя на него, обеспечивает усвоение социальных норм и правил. Другими словами, это конкретные личности, которые влияют на процесс адаптации индивидуума.

Институты социализации – это объекты, влияющие на становление личности в социуме (школа, университет, работа).

Ученые различают первичную и вторичную социализацию.

К первичной относится процесс овладения человеком нормами и законами, по которым живет общество, его ценностей и традиций от рождения и до периода формирования зрелости.

Вторичная социализация связана непосредственно с овладением индивидом профессией в процессе его становления как личности.

Агенты первичной социализации

В зависимости от вида, ученые выделяют агенты первичной и вторичной социализации.

Они влияют на человека по-разному и в разной степени.

К первичным агентам относится самое близкое окружение человека: семья как институт первичной социализации (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, другие родственники). К этой же категории можно отнести школьных учителей, друзей и соседей.

Особенностью данных агентов является то, что они начинают воздействовать на человека с самого рождения, с первых минут его жизнедеятельности.

Одной из главных функций семьи является социализация личности ребенка.

Социальная адаптация ребенка заключается в принятии им норм и правил на основе полученного при взаимодействии с обществом опыта.

Роль семьи в этом процессе очень велика, ведь семья как институт социализации является тем самым первым и наиболее значимым институтом, который влияет на становление личности человека.

Именно в семье ребенок приобретает первые знания об обществе, ролях, нормах и законах, узнает о традициях и обычаях, принятых членами данного общества.

В такой обстановке он учится взаимодействовать с другими людьми и подчиняться определенным правилам. Поэтому роль семьи как института социализации при адаптации ребенка в социуме переоценить невозможно.

Агенты вторичной социализации

К ним относятся все те, кто оказывает меньшее влияние на человека, однако непосредственно связан с ним в процессе жизнедеятельности. Это представители администрации учебного заведения, сотрудники полиции, армии, церкви и других общественных или профессиональных организаций.

Общество как институт социализации является сложной динамической системой, которая включает в себя множество подструктур, органично взаимодействующих между собой по определенным правилам в процессе жизнедеятельности.

Факторы успешной социализации

Это условия, при взаимодействии которых протекает процесс социализации. Принято различать 4 группы факторов социализации:

  • мегафакторы – это космос, мир, планета;
  • макрофакторы – государство, народ, общество;
  • мезофакторы, которые определяются условиями социализации большой группы людей, объединенных местом жительства, принадлежностью к одному этносу, социальной группе;
  • микрофакторы – семья, друзья, ученический или рабочий коллектив, соседи, другие социальные микрогруппы.

Все эти факторы социализации в той или иной степени влияют на человека, обеспечивая процесс социализации.

Стоит отметить, что существуют и другие классификации факторов социализации.

А.В. Мудрик распределяет факторы на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.

В классификации Бронфенбреннера находим четыре группы факторов, которые влияют на успешность социализации личности:

  • Первый фактор – микросреда. Это все то, что окружает человека с самого рождения – семья, друзья, книги, игрушки.
  • Второй фактор – мезосистема. Вза­имоотношения между различными жизненными областями, объединения этих областей – объединение школы и семьи, семьи и улицы и т. д.
  • Третий фактор – экзосистема. К ней относятся органы государственной власти, административные учреждения и другие общественные организации.
  • Четвертый факто – макросистема. Это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие позиции и идеология, преобладающие в обществе.

Также выделяют личностные, средовые и воспитательные факторы социализации:

  • Личностные факторы – потенциал и особенности человека, которые регулируют его деятельность, поведение в обычных условиях жизнедеятельности, способность к приобретению нового социального опыта.
  • К средовым факторам относятся нетипичные ситуации и условия, в которых оказывается человек. Это может быть новая обстановка или давление со стороны коллектива.
  • Воспитательные факторы – это то воспитательное воздействие, которое оказывается на человека и регулирует процесс его социальной адаптации.

Успешность социальной адаптации личности определяется ее принятием общественных норм и порядков, а также способностью противостоять обществу и жизненным ситуациям, препятствующим саморазвитию, самореализации.

Условиями успешной социализации является согласованное воздействие на человека различных социальных институтов. Но тем не менее общество продолжает воздействовать на человека стихийно, что часто приводит к проблемам. В связи с этим в учебных заведениях активно внедряется и реализуется программа воспитания и социализации учащихся и молодежи.

Воспитание грамотного и социально активного поколения – залог процветания государства в целом. Именно поэтому данная проблема уже требует поиска путей решения на государственном уровне.

Центры социальной адаптации

Разнообразность факторов социализации и несогласованность воздействия социальных институтов на личность часто провоцируют возникновение проблем с социальной адаптацией. Это выражается в асоциальном поведении человека, ведении им асоциального образа жизни, возникновении алкогольной или наркотической зависимости и т. д.

Для преодоления этих проблем сегодня существуют центры социальной адаптации.

Они работают для того, чтобы помочь людям восполнить пробелы и исправить недостатки социализации. Центры социальной адаптации предоставляют временный ночлег людям, которые оказались без определенного места жительства и занятий.

Также сотрудники центров проводят ряд мероприятий, способствующих адаптации тех людей, которые утратили социально полезные связи. Они реализуют программу воспитания и социализации личности посредством влияния комплекса факторов. В работе центров учитывается взаимодействие всех компонентов адаптации человека в обществе.

Центры активно сотрудничают со всеми институтами и агентами первичной и вторичной социализации.

Источник: https://FB.ru/article/389137/agentyi-pervichnoy-i-vtorichnoy-sotsializatsii-primeryi-i-ih-znachenie

Агенты социализации личности

Кто из названных лиц является агентом социализации. Агенты социализации. Социализация личность и ее агенты

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения индивидом общепринятых правил, действующих в обществе, с целью его успешного вовлечения в отношения в этом обществе и с обществом.

Социализация является многосторонним процессом, где человек не только изучает и усваивает нормы, но и сам является их носителем, а также воздействует на других людей и общество в целом.

Принято выделять первичную и вторичную социализацию:

  1. На стадии первичной социализации человек обучается социальным нормам, усваивает их.
  2. При вторичной социализации происходит разрушение ранее усвоенных норм и формирование новых.

И первичная, и вторичная социализация осуществляется при помощи агентов социализации.

Понятие агентов социализации

Определение 2

Агенты социализации – это социальные институты, люди, социальные группы, которые воздействуют на человека в рамках процесса социализации, оказывают на него влияние.

В зависимости от их роли в процессе социализации выделяют первичных агентов и вторичных.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Первичные агенты социализации – это те, кто в наибольшей степени влияет на человека, его близкое окружение. К первичным агентам следует отнести семью, друзей, родственников, школу, тренеров, т. е. всех тех, кто непосредственно влияет на усвоение человеком социальным норм. Особенность первичных агентов заключается в длительности контактов с человеком и их частоте.

Вторичные агенты социализации – это социальные группы, социальные институты, люди, учреждения, отношения в которых строятся на формально-деловом подходе, и которые влияют на формирование у человека тех или иных ценностей и норм. К числу вторичных агентов социализации принято относить различные государственные учреждения, СМИ, государство, армию, коллег по работе, работодателей и т.д.

Характеристика основных агентов социализации

Основными агентами первичной социализации, то есть до взросления, являются:

  • родители,
  • родственники,
  • друзья,
  • школа,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Семья является одним из ключевых агентов социализации, поскольку оказывает в большинстве случаев наибольшее влияние на человека с самого его рождения. Успешность, в том числе и вторичной социализации, во многом зависит от условий социализации, которые формирует семья.

Так, ребенок, воспитуемый в благополучной семье, где родители имеют высокий социальный статус, достаточный уровень культуры имеет больше возможностей для успешной социализации.

Соответственно, дети из неблагополучных семей, вынуждены сталкиваться с обстоятельствами, осложняющими процесс социализации.

Особое значение в подростковом возрасте имеет школа, друзья и СМИ.

Социализация в школе отличается от семьи, поскольку является официальным учреждением с авторитарной властью, большей по количеству участников. Школа закладывает социальные нормы и ценности, вовлекает подростка в построение межличностных взаимодействий в социальных группах, старается нейтрализовать действие десоциализирующих факторов.

Улица и взаимодействие со сверстниками могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на процессы социализации. Взаимодействие с группами сверстников учит строить межличностные отношения.

Замечание 1

В подростковый период друзья по степени влияния могут соперничать с семьей, поэтому крайне важно сформировать благоприятное окружение для ребенка.

Одним из ключевых агентов социализации в век информационных технологий являются СМИ и Интернет.

Средства массовой информации в современном мире имеют огромное влияние на человека. Посредством кинофильмов, музыки, журналов, прессы они способны сформировать образ успешного человека, а значит заложить те ценности и идеалы, которые этот успешный человек должен освоить.

Особое влияние на человека оказывает телевидение. Человек значительное количество информации приобретает посредством зрения, а потому усваивает в большем количестве то, что он увидел.

Все большее влияние на человека оказывает Интернет и информационные сети. Интернет дает человеку больше возможностей для самовыражения без страха общественного осуждения под маской анонимности. Виртуальные игры позволяют человеку примерить на себя некоторые социальные роли без страха негативных реальных последствий.

По сути, Интернет избавляет от страхов. Одновременно с этим, Интернет сеть аккумулирует огромное количество информации, ставя человека перед выбором, чему верить, а что ставить под сомнение, что принять, а что отвергнуть.

Формирующаяся личность человека в такой ситуации может сделать неправильный выбор, усвоив неправильные социальные нормы, что приведет к девиантному поведению.

В более взрослом возрасте значительное влияние на человека оказывает трудовой коллектив.

На зрелый возраст приходится становление человека в профессиональном плане, поэтому успешность его социализации в обществе зависит от успеха его профессиональной социализации.

В этот период значительное влияние на человека оказывают коллеги и работодатель. В трудовой период социализации человеку важно состояться как профессионал, быть оцененным коллегами и обществом.

Десоциализация и ее агенты

Наряду с социализацией следует выделить понятие десоциализации.

Определение 3

Десоциализация – это процесс, обратный социализации, т. е. утрата приобретенных социальных качеств.

Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме.

Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия.

Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.

Десоциализация как и социализация имеет своих агентов, т.е социальные группы и люди, которые способствуют утрате социальных качеств человека.К числу агентов десоциализации можно отнести асоциальные и неблагополучные семьи, алкоголиков и наркоманов, лиц с неустойчивой психикой, криминогенные и преступные группировки.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/agenty_socializacii_lichnosti/

Агенты социализации

Кто из названных лиц является агентом социализации. Агенты социализации. Социализация личность и ее агенты

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.

Агенты первичной социализации – близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т.д. Термин вторичное определяет то, что оказывает менее значительное воздействие на человека.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине.

Напротив вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью .

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего одну или две.

Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей является превосходящей, а его ровесники находятся в равной с ним позиции и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д.

В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Кроме того, в отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли. [5,54]

Средства социализации

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.

К ним можно отнести вскармливание младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а так же методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, в спорте, а так же в семейной, профессиональной, общественной и религиозной сферах.

Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и способов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.[5,91]

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения.

Частью процесса социализации является воспитание и обучение, которые образно выражаясь, можно назвать окультуриванием человека, т.е. прививанием ему заранее заданных культурных черт.

Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой.

Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей.

Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его.

Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

На первый план все быстрее начинают выходить воспитание и обучение. Важный фактор состоит в том, что в процессе обучения человеческий организм претерпевает изменения путем реагирования: по мере взросления ребенка его ум не выявляется, а формируется.

Поэтому человеческие существа не являются замкнутыми в неизменном физическом теле или социальной системе и в мире, где постоянно происходят сложные взаимодействия, дающие толчок развитию, процесс и история приобретают первостепенное значение.

Индивиды становятся активными агентами, формирующими как самих себя, так и окружающий мир. Своими действиями они изменяют мир, в котором живут, и в свою очередь формируются и изменяются в результате собственной деятельности.

Такое динамическое взаимодействие между индивидом и его окружением составляет основу человеческого ума, знаний и культуры.

Подводя итоги изложения темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» -образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие.

Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» -образ, личность социализируется.

Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Page 3

Перейти к загрузке файла
1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Центр, 1997 – 160 с.: ил.2. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 407 с.3. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил4. Интернет www.kp.ru/online/news/ (новости 24)5. Добренков В.И. – Социология. – М., – 2002

 

Источник: https://studbooks.net/680525/sotsiologiya/agenty_sotsializatsii

Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Первый урок, 11 класс

Кто из названных лиц является агентом социализации. Агенты социализации. Социализация личность и ее агенты

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

ТЕМА УРОКА: СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Что такое социализация

Социализация – 1) процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта; 2) процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, социальной группе, общности людей.

Социализация – процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.

Чем первичная социализация отличается от вторичной?

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов.

Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан формально – деловыми отношениями.

Факторы социализации

Факторы – разнообразные условия действующие на человека.

Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

1) Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2) Макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

3) Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

4) Микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

Агенты социализации

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Примеры агентов социализации: семья, группа сверстников, школа и другие образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации. Агентов социализации так же много, как групп и социальных ситуаций, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни.

В узком смысле агенты социализации – это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей культурным нормам, оказание им помощи в освоении социальных ролей.

Агенты первичной социализации – это ближайшее, непосредственное окружение человека, включающее прежде всего семью и друзей.

Примеры агентов первичной социализации: близкие и дальние родственники (родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки и др.), учителя, друзья, няни, тренеры, лидеры молодёжных организаций.

Дети джунглей (Маугли, феральные люди) (лат. feralis – дикий) – человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения.

Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком.

Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы.

Агенты вторичной социализации – относятся к формальному окружению человека, состоят из учреждений и институтов.

Примеры агентов вторичной социализации: сотрудники вузов, предприятий, журналисты, телеведущие, представители государственной администрации, сотрудники суда, служители церкви, представители администрации школы, представители полиции.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну – две функции. Агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опек уна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга.

Институты социализации

Институтами социализации являются социальные учреждения: 1) первичные (семья, школа, группа сверстников), 2) вторичные (армия, производство).

Функции агентов и институтов социализации: 1) обучение культурным нормам и образцам поведения; 2) контроль за полнотой усвоения этих норм и образцов поведения через поощрение или наказание.

Средства, методы, механизмы социализации

Методы социализации отличаются по степени целенаправленности, организованности, по методам контроля.

Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и способов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Агенты + факторы = механизмы социализации.

1) Социально-психологические механизмы.

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

2) Социально-педагогические механизмы социализации:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Стадии социализации

Стадии социализации:

Вариант ответа №1: первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

Вариант ответа №2:

1) первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребёнок усваивает социальный опыт критически, приспосабливается, подражает окружающим);

2) стадия индивидуализации (у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения);

3) стадия интеграции проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отторгает человека, то возможен один из следующих вариантов: а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом; б) изменение себя («стать как все»); в) внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия (период зрелости, трудовой деятельности, когда человек усваивает социальный опыт);

5) послетрудовая стадия (пожилой возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям).

В каких сферах происходит социализация?

Расширение и углубление социализации происходит в трёх основных сферах:

1) деятельности (расширение видов социализации, ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, её осмысление и т.д.),

2) общения (обогащение круга общения человека, развитие навыков общения);

3) самосознания (формирование образа собственного «Я» = Я-концепция, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки).

Я – концепция – система представлений человека о самом себе.

Чем социализация отличается от воспитания?

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Воспитание представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества. В широком смысле воспитание обычно рассматривается как разностороннее воздействие общества на личность.

В таком понимании воспитание близко к социализации. Однако два этих понятия нельзя рассматривать как синонимы. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с социальной средой.

В ходе социализации человек естественным образом усваивает социальный опыт, модели ролевого поведения, основанные на имеющихся в обществе нормах.

Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на человека. В узком, специальном смысле воспитание означает целенаправленно организованную деятельность по формированию определённых качеств личности (воспитание мировоззрения, нравственной культуры, эстетического вкуса).

Воспитание может рассматриваться как механизм управления процессом социализации.

Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе

Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 11 классе

Источник: http://letopisi.org/index.php/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%E2%84%96185_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA,_11_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

1.4 Агенты социализации

Кто из названных лиц является агентом социализации. Агенты социализации. Социализация личность и ее агенты
Влияние общественных норм и социальных институтов на социализацию подростков

Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации.[5, 14стр] Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом…

Культура как социальный феномен

4. Агенты и институты культуры

По аналогии с институтами социализации целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъектами культуры. Если пользоваться философской терминологией…

Культура как социальный феномен

4.1 Агенты культуры

К агентам культуры относятся: · Большие социальные группы, прежде всего этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, выступающие носителями субкультуры; · Малые социальные группы…

6. Агенты формального и неформального контроля

Социализация личности протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, выступая, таким образом, агентами социального контроля…

Проблемы социализации молодежи с ограниченными возможностями

1.1 Сущность, этапы и механизмы процесса социализации.Роль общения в процессе социализации

Термин “социализация” соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении…

СМИ как агент социализации в современном обществе

f2. Агенты и условия социализации

Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило…

Социализация как развитие человека во взаимодействии с окружающей средой

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации…

Агенты и институты социализации

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его…

f1.3. Агенты социализации

Социализация с точки зрения общества представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих , направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации- конкретные люди…

2. Социализация: определение, этапы, агенты и институты

Существуют механизмы социального поведения личности различают социализацию и социальную адаптацию. Социализация – процесс филоонтогенетичекого развития психосоциальных свойств и качеств индивида…

Специфика социализации личности в условиях формирующегося в современной России общества

1.1 Факторы, агенты, уровни социализации личности

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе…

Сущность и формы социального контроля

f2.2 Агенты и инструменты социального контроля

Социальный контроль – самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием…

Урбанизация и ее роль в жизни общества. Социализация человека

2.1. Понятие социализации. Город как мезокомпонент среды социализации человека

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе…

Ценности культуры и проблема социализации личности

1.2 Объективные и субъективные факторы социализации личности. Функции социализации

Рассмотрим факторы социализации личности: Объективные факторы разделяются на: 1. Микрофакторы: семья; микросоциум; институты воспитания. 2. Мезофакторы: тип поселения; этнос; региональные условия; средства массовой информации. 3…

Ценности культуры и проблема социализации личности

2.2 Агенты и институты социализации

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации…

Источник: http://soc.bobrodobro.ru/16487

Агенты социализации: о них необходимо знать то, что..

Кто из названных лиц является агентом социализации. Агенты социализации. Социализация личность и ее агенты

Агенты социализации: о них необходимо знать то, что…

Агенты социализации: о них необходимо знать то, что…

Несмотря на то, что существует масса пособий и сайтов, на которых можно найти множество информации об агентах социализации. Однако то, что находится — просто настоящий трэш: очень плохая и лживая информация.

Например, на одном очень известном сайте можно прочесть, что агентом социализации является спорт… Так ведь спорт — это деятельность! А деятельность не в коем случае не может быть агентом социализации.

Налицо путаница в терминам: социализация вдруг стала ровна самовоспитанию…

А потом родители и сами будущие абитуриенты удивляются, почему это у них такие низкие баллы за ЕГЭ? Так потому что надо получать информацию от профи, а не от идиотов, считающих себя профи. 

Понятие агента социализации

Первое, что вам необходимо усвоить, агенты социализации, это всегда конкретные люди, которые представляют те или иные социальные группы, организации или даже институты. Например, полицейский является представителем правоохранительных органов. Следовательно правоохранительные органы — это агенты социализации, которые состоят из конкретных людей — работников полиции. 

Далее, учителя школ. Школа — как социальная организация — агент социализации, представляет собой организованных неким образом людей, которые являются ее представителями. Если люди не будут приходить каждый день на работу, то соответственно организация уже не будет нормально функционировать. То есть социальное поведение является условием реализации процесса социализации в обществе.

Таким образом, агенты социализации — это конкретные люди, как представители групп, организаций и институтов, которые участвуют в усвоении индивидом социальных норм и освоения социальных ролей.

Не забывайте, что в социологии наряду с общей социализацией, выделяют и политическую социализацию и пр.

Закон24
Добавить комментарий