Коллективный участник закупки — это…. Соглашение об участии в аукционе Коллективный участник закупки и консорциум разница

Что такое совместные закупки в рамках госзаказа? | Контур.Закупки

Коллективный участник закупки — это…. Соглашение об участии в аукционе Коллективный участник закупки и консорциум разница

Под совместными закупками в контексте государственных нужд понимается объединение двух или более заказчиков для проведения конкурса или аукциона в целях приобретения одинаковых товаров. В этом материале пойдет речь об особенностях такой процедуры по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Зачем проводить совместные закупки

Идея, конечно же, в том, чтобы сэкономить. Закупая существенный объем товара, можно получить хорошие скидки или оптовую цену. Кроме того, сэкономить можно и на затратах на организацию закупки, разделив их с другими заказчиками.

Тем не менее торги, проводимые в интересах нескольких заказчиков, нельзя назвать популярными ни в рамках 44-ФЗ, ни в рамках 223-ФЗ. Но иногда они все-таки проводятся, поэтому заслуживают внимания.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Коллективные закупки по закону 44-ФЗ

Проведение совместных закупок регулируется частью 25 закона 44-ФЗ. В этой норме описаны общие принципы, а конкретные правила установлены в постановлении Правительства № 1088 от 23 ноября 2013 года.

Итак, совместные торги проводятся по следующим правилам:

  • в качестве способа определения поставщика можно использовать только конкурс либо аукцион;
  • победитель заключает с каждым из заказчиков отдельный контракт;
  • между заказчиками, проводящими совместную закупку, заключается соглашение (более подробно о нем расскажем чуть позже).

Кто проводит

Организовать совместную закупку может уполномоченный орган или один из заказчиков.

Уполномоченный орган — это орган власти, на который возлагаются функции организации закупок. Такие органы могут либо быть созданы специально для осуществления указанных функций, либо получить эти полномочия в дополнение к своей основной деятельности.

Если такой орган отсутствует, определяется один из заказчиков совместной закупки, кто соглашается исполнять эти функции.

В рамках проведения совместной закупки ее организатор выполняет такие обязанности:

  • разрабатывает закупочную документацию и размещает в ЕИС (документация предварительно согласовывается со всеми заказчиками);
  • публикует в системе информацию о том, как проходят торги, какие изменения вносятся в документы и так далее;
  • дает разъяснения по запросам участников;
  • публикует в ЕИС протоколы торгов;
  • размещает проект государственного контракта.

Соглашение заказчиков

Соглашение между участниками коллективной закупки является основополагающим документом для ее проведения. В нем прописывается следующая информация:

  • о заказчиках и организаторе совместной закупки;
  • об объекте, который закупается;
  • о том, какая часть полномочий заказчиков передается организатору торгов;
  • об условиях поставки объекта закупки каждому из заказчиков, включая сведения о месте, времени, объеме товара и так далее;
  • о размерах НМЦК, рассчитанных каждым из заказчиков, и ее обосновании;
  • о закупочной документации;
  • о создании и действии комиссии по закупке;
  • о сроках, включая срок разработки документации;
  • о том, как будут оплачиваться общие расходы;
  • о том, каковы объемы прав, обязанностей и ответственности каждого из заказчиков;
  • о сроке действия соглашения и порядке разрешения возникающих в связи с ним споров.

Когда соглашение подписано, заказчики должны изменить свои плановые документы. В них необходимо отразить, что закупка носит коллективный характер.

На следующем этапе организатор торгов формирует закупочную комиссию. В нее должны войти представители каждого заказчика. Количество членов комиссии от каждого из них должно быть пропорционально доле этого заказчика в общей цене контракта. По тому же принципу происходит и распределение общих расходов, которые участники совместной закупки несут в связи с ее проведением.

В остальном процедура проводится также, как обычный конкурс или аукцион по 44-ФЗ.

Совместная закупка по закону 223-ФЗ

Чаще всего субъекты, которые обязаны вести закупки по 223-ФЗ, прибегают к совместным закупкам по инициативе головной компании. То есть часто такой вид торгов проводится корпорациями для своих зависимых обществ.

Суть в том же, что и при проведении совместной закупки по 44-ФЗ — сэкономить за счет получения предмета закупки по оптовой цене.

Нередко корпорации, холдинги и прочие заказчики, которые проводят для своих зависимых обществ совместные закупки по 223-ФЗ, руководствуются правилами, установленными законом 44-ФЗ.

Несвязанные между собой заказчики редко прибегают к такой форме торгов, но все-таки иногда это происходит. В таком случае организовывать всю процедуру берется основной заказчик, который испытывает наибольшую потребность в закупаемом товаре. А все прочие, чьи потребности скромнее, присоединяются к нему.

Закон 223-ФЗ не регламентирует проведение совместной закупки, поэтому практически все правила устанавливаются заказчиком самостоятельно.

Плюсы и минусы

Преимущества совместных закупок очевидны для всех звеньев процедуры:

  1. Участники получают выгодные цены.
  2. Поставщики получают возможность реализовать больший объем своих товаров.
  3. Организаторы — уполномоченные органы — могут снизить трудозатраты на проведение закупки.

Минусы связаны со сложностью организации коллективных торгов. Если нет уполномоченного органа, то его роль приходится исполнять кому-то из заказчиков. Но далеко не каждый захочет принять на себя дополнительные функции и ответственность.

Сложности, которые могут возникнуть

Поставщик, выигравший совместную закупку, уклоняется от контракта с одним из заказчиков. Заключаются ли при этом остальные контракты?

В этом случае остальные подписанные контракты будут считаться действующими. Поставщик получит обратно обеспечение своей заявки не полностью: часть суммы будет переведена заказчику, с которым он не заключил контракт. Также при этом поставщик может быть включен по решению ФАС в РНП.

Кто из заказчиков должен обосновывать НМЦК при совместной закупке по 44-ФЗ?

При проведении совместного конкурса или аукциона обосновывать НМЦК должен каждый из заказчиков. Цена и ее обоснование включаются в соглашение, которое заключают заказчики.

Если проводится электронный аукцион для СМП, может ли цена лота превышать 20 млн рублей? Цена каждого контракта при этом меньше указанной суммы.

Правоприменительной практики по этому вопросу пока не сложилось, поэтому специалисты рекомендуют избегать совместных закупок для СМП. Но если все-таки такая процедура будет проводиться, безопаснее не устанавливает цену лота более 20 млн рублей.

Допустим, совместная закупка по 44-ФЗ не состоялась. Могут ли заказчики заключить контракт с единственным поставщиком?

Пункт 9 Правил, утвержденных упомянутым выше постановлением № 1088, гласит, что каждый заказчик должен решать этот вопрос сам, руководствуясь нормами закона 44-ФЗ.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chto-takoe-sovmestnye-zakupki-v-ramkax-goszakaza/

Как участвовать в закупках коллективно

Коллективный участник закупки — это…. Соглашение об участии в аукционе Коллективный участник закупки и консорциум разница

Подача одной заявки несколькими лицами дает поставщикам больше возможностей для участия в торгах. В статье рассказываем, когда возможно коллективное участие и как правильно его организовать.

Участником закупки, согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ, может быть юридическое или физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель (в единственном числе).

В то же время, если открытый конкурс проводят для приобретения произведения литературы, искусства или исполнения, то группа граждан, которые планируют создание такого продукта совместным трудом, может подать общую заявку. Но в данном случае они будут выступать также в роли одного участника (ч. 8 ст. 51).

В любом случае получается, что в контрактной системе не предусмотрено коллективное участие в закупках.

А вот в 223-ФЗ определение участника несколько иное. Согласно ч. 5 ст. 3, на стороне одного участника тендера могут выступать несколько юридических или физических лиц, в т. ч. индивидуальных предпринимателей. Из этого же положения следует, что организация и гражданин не могут объединиться и стать групповым поставщиком.

Важно понимать, что под рассматриваемым понятием подразумевается заключение контракта по результатам закупки одновременно с несколькими лицами, а не с генеральным подрядчиком, привлекающим для исполнения посредников. Запретить коллективную подачу заявки в документации либо в Положении о закупках заказчик не имеет права, т. к. это нарушает нормы 223-ФЗ и сокращает количество потенциальных поставщиков без каких-либо оснований.

Что касается требований, прописанных в документации, то в ч. 6 ст. 3 сказано, что они применяются равнозначно ко всем поставщикам. При этом закон не предусматривает их установления отдельно к каждому члену группы, подавшей общее предложение. В противном случае смысл группового участия обесценивается, а также нарушаются ч. 5 и 6 ст. 3 № 223-ФЗ.

Коллективное участие возможно только в закупках по 223-ФЗ. Закон о контрактной системе это запрещает!

Как организовать коллективное участие

Процесс подачи заявки несколькими лицами положениями закона № 223 не регулируется. Поэтому здесь могут возникнуть вопросы о том, как и в какой форме подтвердить факт группового участия в рамках одного предложения, с кем будет заключен контракт по итогам торгов.

В письме Минэкономразвития России № Д28и-933 от 12.04.2016 говорится, что заказчику необходимо предусмотреть такие нюансы в документации. Например, можно установить определенную форму группового предложения, которая должна быть подписана всеми поставщиками, а также содержать наименование лица, представляющего интересы остальных, с которым будет заключен договор.

Получается, чтобы принять участие в закупке, группа поставщиков должна выполнить следующие действия:

  1. Заключить договор простого товарищества друг с другом и(или) оформить доверенность на одного члена (представителя).
  2. Составить заявку в соответствии с требованиями документации.
  3. Приложить требующиеся дополнительные документы: учредительные, разрешительные (лицензии, допуски и т. д.), подтверждающие опыт и квалификацию.
  4. Поставить подписи каждого члена.
  5. Подать заявку.
  6. Заключить контракт с заказчиком в случае победы.

Стоит отметить, что квалификацию рассматриваемого участника заказчик может оценивать не по сумме показателей, а по лучшему из них. Поэтому в предложении членам группы стоит указывать наилучшее значение по данному критерию, если в документации не сказано иное.

Также в документации и Положении может быть указано, что поставщики, участвующие в коллективной заявке, не имеют права подавать индивидуальные предложения в рамках одного тендера. При нарушении этого запрета отклонить могут все перечисленные заявки.

Распределение прав и ответственности среди коллективных участников

Если победителем торгов является коллективный участник, то заказчик должен заключить со всеми поставщиками этой группы один контракт. Подписывать документ может один из них (представитель), действующий на основании доверенности либо договора простого товарищества.

При исполнении условий сделки все члены коллектива будут иметь равные права и нести солидарную ответственность перед покупателем (ст. 321-325 ГК РФ). Если они заключили между собой договор простого товарищества, то отвечать им придется по всем обязательствам, вне зависимости от причин их возникновения (ч. 2 ст. 1047 ГК РФ).

Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-uchastvovat-v-zakupkakh-kollektivno

Коллективный участник закупки – это…. Документы для участия в тендерах – полный перечень Соглашение о коллективном участии в закупке пример

Коллективный участник закупки — это…. Соглашение об участии в аукционе Коллективный участник закупки и консорциум разница

Участие в конкурсе коллективных участников

  1. Если Конкурсная заявка подается коллективным участником, дополнительно должны быть выполнены нижеприведенные требования.
  2. Каждая организация, входящая в состав коллективного участника, должна отвечать требованиям настоящей Конкурсной документации (подраздел 4.5).
  3. Организации, представляющие коллективного участника, заключают между собой Договор о создании объединения (коллективного участника) (далее – Соглашение), соответствующее нормам Гражданского кодекса РФ, и отвечающее следующим требованиям:
      1. в Соглашении должны быть четко определены права и обязанности сторон как в рамках участия в конкурсе так и в рамках исполнения Договора;
      2. в Соглашении должно быть приведено четкое распределение перечня, объемов и стоимости работ и поставок, выполняемых каждой организацией, а также сроков выполнения работ и поставок;
      3. в Соглашении должен быть определен Лидер, который в дальнейшем представляет интересы каждой из организаций, входящих в коллективного участника, во взаимоотношениях с Организатором конкурса и Заказчиком;
      4. в Соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность каждой организации по обязательствам, связанным с участием в конкурсе, и солидарная ответственность за своевременное и полное исполнение Договора;
      5. Соглашением должно быть предусмотрено, что все операции по выполнению Договора в целом, включая платежи, совершаются исключительно с Лидером, однако, по желанию Заказчика или по его инициативе, данная схема может быть изменена.
  4. Любая организация может входить только в одного коллективного участника и не имеет права принимать участие в конкурсе самостоятельно.
  5. Организация, входящая в состав коллективного участника, не имеет права принимать участие в конкурсе в качестве Генерального подрядчика или Субподрядчиков (подраздел 5.3). В случае невыполнения этих требований Конкурсные заявки с участием таких организаций будут отклонены без рассмотрения по существу.
  6. В связи с вышеизложенным коллективный участник (Лидер коллективного участника, Лидер) готовит Конкурсную заявку с учетом следующих дополнительных требований:
      1. Конкурсная заявка должна включать сведения, подтверждающие соответствие каждой организации, составляющей коллективного участника, установленным требованиям (пункт 4.5.2);
      2. Конкурсная заявка подготавливается и подается Лидером от своего имени со ссылкой на то, что он представляет интересы коллективного участника;
      3. в состав Конкурсной заявки дополнительно включается нотариально заверенная копия Соглашения между организациями, составляющими коллективного участника;
      4. Конкурсная заявка дополнительно должно включать сведения о распределении объемов работ (поставок) между организациями, составляющими коллективного участника, по установленной в настоящей Конкурсной документации форме (План распределения выполнения объемов выполнения работ между членами коллективного участника (форма 13)).
  7. Перечень документов и форм, представляемых Участником конкурса на каждого члена коллективного участника:
      1. Заверенные членом коллективного участника копии документов (приказов, протоколов собрания учредителей о назначении руководителя и т.д.), подтверждающие полномочия лица по каждому члену коллективного участника, подписавшего Соглашение между членами коллективного участника. Если Соглашение подписано лицом, действующим при подписании соответствующих договоров (соглашений) по доверенности, предоставляется оригинал или нотариально заверенная копия доверенности и вышеуказанные документы на лицо, выдавшее доверенность (обязательное требование);
      2. Оригинал или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (либо аналогичного документа для индивидуальных предпринимателей), выданную соответствующим подразделением Министерства Российской Федерации по налогом и сборам не ранее чем за 60 (шестьдесят)дней до срока окончания приема Конкурсных заявок (обязательное требование).

Если учредителями члена коллективного участника являются юридические лица, необходимо представить выписки из ЕГРЮЛ также и на них и т.д. вплоть до конечных учредителей – физических лиц (обязательное требование);

          1. Заверенную нотариально копию Устава в действующей редакции со всеми изменениями и дополнениями (обязательное требование);
          2. Заверенные нотариально копии соответствующих разрешающих документов, утвержденных законодательством РФ, на выполнение видов работ в рамках Договора, выполняемых членами коллективного участника:
  • заверенные нотариально копии действующих свидетельств о допуске к работам, выполняемым в рамках Договора, являющегося предметом конкурса, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые у члена коллективного участника есть свидетельства, выданные саморегулируемой организацией (СРО) в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и Федеральным законом №315 «О саморегулируемых организациях») (обязательное требование);
          1. Заверенные Субподрядчиком копии бухгалтерских балансов с отметкой налоговой службы (Форма 1) вместе с отчетами о прибылях и убытках (Форма 2) за последний завершенный год и за завершенный отчетный период текущего года (обязательное требование);
  • для с упрощенной с упрощенной системой налогообложения – копии документов, аналогичных балансам и отчетам о прибылях и убытках, с отметкой налоговой службы, за последний завершенный год и за завершенный отчетный период текущего года (обязательное требование);
          1. Анкету по установленной в настоящей Конкурсной документации форме – Анкета коллективного Участника (форма 7) (обязательное требование);
          2. Оригинал справки о выполнении аналогичных по характеру и объему работ договоров за 3 (три) последние года и за завершенный отчетный период текущего года по установленной в настоящей Конкурсной документации форме – Справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров (форма 8) (предоставляется с учетом требований, оговоренных в пункте 4.5.2.8 Конкурсной документации) (обязательное требование);
          3. Оригинал справки о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения Договора по установленной в настоящей Конкурсной документации форме – Справка о материально-технических ресурсах (форма 9) (обязательное требование);
          4. Оригинал справки о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора, по установленной в настоящей Конкурсной документации форме – Справка о кадровых ресурсах (форма 10) (предоставляется с учетом требований, оговоренных в пункте 4.5.2.8 Конкурсной документации) (обязательное требование);
          5. Оригинал информационного письма о наличии у члена коллективного участника связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора конкурса по установленной в настоящей Конкурсной документации форме – Информационное письмо о наличии у члена коллективного участника связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика (Организатора конкурса (форма 11) (обязательное требование);
          6. Оригинал справки о финансовой устойчивости за последний завершенный финансовый год и за завершенный отчетный период текущего года по установленной в настоящей Конкурсной документации форме – Справка о финансовой устойчивости (форма 14) (обязательное требование);
          7. Информация о собственниках коллективного Участника (включая конечных бенефициаров) (форма 15) (обязательное требование);
          8. Копии писем-отзывов от контрагентов об исполнении аналогичных договоров членом коллективного участника (при их наличии у члена коллективного участника) (желательное требование).
      1. При оценке количественных параметров деятельности членов объединения эти параметры суммируются. Не подлежащие суммированию показатели должны быть в наличии хотя бы у одного члена коллективного участника.
      2. Конкурсная заявка, которую подает коллективный участник, может быть отклонено, если в процессе конкурса до подписания Договора выяснится, что из состава коллективного участника вышла одна или несколько организаций, а оставшиеся организации, с точки зрения Заказчика, не способны самостоятельно выполнить Договор.
      3. Заказчик имеет право на односторонний отказ от подписания Договора, если из состава коллективного участника вышла одна или несколько организаций.

Нередко корпоративным заказчикам приходится сталкиваться с реализацией сложных или уникальных проектов. Несколько организаций могут объединить свои усилия для победы в конкурсе. Расскажем, какие тонкости участия в процедуре закупки несколькими юридическими лицами необходимо предусмотреть.

Коллективный участник по 223-ФЗ

Возможность участия в закупках коллективных участников предусмотрена Законом № 223-ФЗ.

Участниками закупки могут быть несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (ч.

5 ). Кроме того, объединиться для участия в закупке вправе и несколько индивидуальных предпринимателей. Требования к таким группам организаций стандартные – соответствие условиям, установленным заказчиком в положении о закупке.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как действовать заказчикам

Раз закон предусматривает возможность подачи заявок группами лиц, то заказчикам необходимо предусмотреть в положении и документации условия их участия в процедурах.

Прежде всего, определите перечень документов, предоставляемых такими объединениями.

Если в документации зафиксированы квалификационные требования, то установите порядок подтверждения участниками своего соответствия таким требованиям.

На заметку

Источник: https://www.namvd.ru/kollektivnyi-uchastnik-zakupki---eto-dokumenty-dlya-uchastiya-v-tenderah--/

Кто такой коллективный участник закупки по нормам 223-ФЗ, и какие требования к нему предъявляются?

Коллективный участник закупки — это…. Соглашение об участии в аукционе Коллективный участник закупки и консорциум разница

223-ФЗ позволяет участвовать в проводимых закупках не только отдельным лицам, но и объединениям в лице коллективного участника. Подобная возможность для них закреплена ч. 5 ст. 3 223-ФЗ.

Коллективное участие в закупках по 223-ФЗ: кто такой коллективный участник

Определение коллективного участника закупки приведено в ч. 5 ст. 3 223-ФЗ. Здесь сказано, что под ним понимается выступающее на стороне одного участника объединение:

  1. Юридических лиц независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы, местонахождения капитала и прочих условий.
  2. Физических лиц, в том числе в статусе индивидуальных предпринимателей.

Такое объединение должно соответствовать требованиям заказчика к участникам закупки, согласно положению о закупке. Смешанная форма коллективного участия (состоящая одновременно из физических и юридических лиц) законодательно не предусмотрена, хотя и прямо не запрещена.

Стоит отметить, что по 44-ФЗ допускается только индивидуальное участие в закупке, тогда как 223-ФЗ предоставляет такую возможности и коллективам.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Коллективное участие допускается в любой закупочной процедуре, проводимой по нормам 223-ФЗ, если только прямо это не запрещено закупочной документацией (при этом законодательно запрещено без оснований ограничивать численность участников). Оно может потребоваться, если требования закупки подразумевают наличие у юрлица или физлица обширного спектра разнонаправленных видов деятельности (например, при проведении строительных работ), а по отдельности они не обладают нужными мощностями.

Важно понимать, что под коллективным участием понимается заключение контракта одновременно с несколькими лицами, а не с одним генподрядчиком, который в дальнейшем будет привлекать посредников для выполнения договорных условий.

Требования, предъявляемые по нормам 223-ФЗ

Требования к коллективным участникам, если такие допускаются до торгов, должен прописать заказчик в Положении о закупке и закупочной документации. Такие требования на практике обычно включают в свой состав:

  1. Правоспособность членов коллектива: например, наличие у его лиц необходимых допусков, лицензий, оборудования и специалистов с соответствующим опытом работ.
  2. Права участников на участие в закупочной процедуре, в частности, на подачу заявок, подписание контракта, протоколов и пр.
  3. Указание на то, что организация может входить в состав только одного коллективного участника и не может быть частью другого участника закупки.
  4. Отдельные требования к коллективным участникам и к заключенным ими соглашениям об образовании коллективного участника: требования, которые обязаны исполнять все члены (например, отсутствие информации о них в РНП); которые должен исполнять один из членов коллективного участника (например, о наличии допуска на устройство систем вентиляции); по которым параметры всех участников коллектива могут суммироваться (например, с точки зрения количества выполненных аналогичных договоров, по параметрам финансовой устойчивости и пр.). Например, заказчиком установлено требование о наличии 20 успешно выполненных аналогичных контрактов. У одного члена коллективного участника таких 5, у другого – 16. Соответственно, по отдельности ни один из них не отвечает требованиям закупки, а при суммировании данных показателей их участие допускается. При этом квалификация участников оценивается не на основе суммирования показателей, а путем определения лучшего из них среди участников закупки.

Если речь идет о закрытой закупке, то заказчик должен дополнительно прописать, может ли принять участие в ней лицо в составе коллективного участника, которое не было персонально приглашено для участия в закупке.

Ответственность среди коллективных участников

Коллективные участники закупки несут ответственность по договору в двух формах:

  • индивидуальную ответственность каждого участника по обязательствам, связанным с закупкой;
  • солидарную ответственность за полное и своевременное исполнение обязательств по контракту.

Согласно ст. 321-325 ГК, члены коллектива обладают равными правами и несут солидарную ответственность перед покупателем их услуг. Если между участниками коллектива подписан договор простого товарищества, то они должны будут отвечать по всем обязательствам независимо от причин возникновения обязательств по ч. 2 ст. 1047 ГК.

Участники договора несут ответственность не только перед заказчиком, но и друг перед другом. В частности, за обеспечение сохранности и ценности имущества, которое находится в их пользовании, и при причинении ущерба имуществу. В последнем случае виновная сторона выплачивает пострадавшей полную стоимость утраченного имущества или стоимость его восстановления.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Как организовать коллективное участие в закупках по 223-ФЗ

В какой форме должны быть объединены лица для того, чтобы принять участие в закупке законодательно, не определенно. Обычно они участвуют в закупках в двух вариантах:

  1. Участники коллектива подают единую заявку на  участие в торгах, которая подписывается каждым членом. При признании данного коллективного участника победителем торгов и при заключении договора заказчик подписывает договор с каждым участником коллектива.
  2. Заявка передается в рамках договора простого товарищества, подписание которого регламентируется Гражданским кодексом (гл. 55 ст. 1041-1054). Такой вариант предполагает, что участники коллектива сами согласуют между собой все правовые нюансы взаимоотношений. Данный вариант является предпочтительной формой организации коллективного участия, так как позволяет формализовать всю закупочную процедуру.

В первом случае участникам следует составить отдельный проект договора или приложение к договору, в котором в отношении каждого участника будут определены: распределение зон ответственности, объемов работ, сроков выполнения работ, ответственности участников, способы расчетов за выполненные работы и пр.

В закупочной документации при таком варианте участия коллектива заказчику следует прописать, кто из участников попадет в реестр недобросовестных поставщиков при отказе от подписания договора после победы в закупке: один из участников коллектива либо все участники.

Если участники закупки выбрали вариант, основанный на коллективном участии в рамках простого товарищества, то им следует определиться с правами и обязанностями каждого участника при принятии участия в закупочных мероприятиях при исполнении условий контракта; распределить объемы товаров и услуг, которые будут поставлены каждым участником и назначить сроки поставок; определиться с участником коллектива, который будет представлять интересы участников коллектива, входящего в состав объединения и осуществлять все операции по исполнению договора, включая взаиморасчеты;  определиться с ответственностью каждого участника по обязательствам, которые связаны с участием в процедуре, и солидарной ответственностью за полное исполнение договорных условий.

Составление соглашения

Рассмотрим особенности соглашения коллективного участника закупки, которое оформляется в форме договора простого товарищества. Он оформляется с учетом положений ст. 1041 ГК РФ. Такой договор могут заключать как юридические лица, так и предприниматели.

В соглашении коллективных участников закупки должны быть прописаны следующие моменты:

  1. Предмет соглашения: объединение участников для участия в конкурсе и реализации контракта.
  2. Права и обязанности каждого участника коллектива. Они могут затрагивать как выполнение договорных условий, так и распределение продуктов их деятельности.
  3. Размер выполненных работ (объем поставленных товаров) каждого из участников и сроки.
  4. Указан главный участник, на которого можно возложить обязанность по проведению переговоров, подписи важных документов и работу с заказчиками.
  5. Установлены четкие сроки действия соглашения.
  6. Порядок взаиморасчетов между сторонами, условия распределения прибыли и убытков.
  7. Особенности пользования совместной собственностью и вклад каждого участника (например, один предоставляет в пользование производственные мощности, второй – автотранспортные средства). Совместной собственностью участники могут пользоваться на основании заявлений.
  8. Солидарная ответственность сторон по обязательствам.
  9. Приведено указание на то, что соглашение не допускается изменять без одобрения заказчика.
  10. Порядок расторжения договора.
  11. Даты и подписи сторон.

Стороны по своему усмотрению могут прописывать в данном соглашении и иные условия. Законодательно отсутствуют установленные требования к составу и порядку подписания данного договора, поэтому он оформляется в свободной форме.

Алгоритм организации коллективного участия

Алгоритм подачи заявки от коллективного участника законодательно не установлен. Коллективное участие в закупках по 223-ФЗ предполагает прохождение следующих этапов.

Этап 1.  Подготовительный.

На этом этапе участники подписывают договор простого товарищества и оформляют доверенность в пользу одного из участников на оформление закупочной документации.

Этап 2. Подача заявки на участие в закупке.

Ответственный участник коллектива готовит и подает заявку на участие в закупке, указывая в ней, что он выступает от лица коллективного участника. Сама форма подачи информации для заявки может определяться закупочной документацией.

В состав заявки, помимо прочих сведений, допускается включить сведения о правоспособности участника коллектива (это учредительная документация, копии лицензий и допусков), сведения об опыте участников и их ресурсном обеспечении, копия подписанного соглашения об образовании коллективного участника. Важно учесть, что участники из состава коллектива не могут подавать заявки по отдельности.

Этап 3. Рассмотрение заявок на участие в закупках.

Для того чтобы заявка на участие в закупке прошла процедуру одобрения, она должна соответствовать ряду условий: все участники объединились для участия в конкурсе; они способны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства; заявка соответствует требованиям конкурсной документации. Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, то заявка подлежит отклонению.

Этап 4. Конкурсная комиссия рассматривает поступившие заявки и определяет победителя.

Если предложение от коллективного участника было признано лучшим, то с ним подписывают контракт.

Заключение контракта с несколькими участниками закупки

Обычно заказчик в закупочной документации прописывает условие, согласно которому, закупочная комиссия наделена правом отклонения заявки на участие, а заказчик – на расторжение договора в одностороннем порядке, если выяснится, что из коллективного участника вышла одна или даже несколько организаций. При этом оставшиеся участники в составе коллектива по объективным основаниям не смогут самостоятельно исполнить свои обязательства по договору (поставить нужные товары или оказать соответствующие услуги).

В случае если заявка коллективного участника полностью соответствует установленным требованиям, то между представителем коллектива и заказчиком по 223-ФЗ подписывается соглашение.

Порядок подписания подобного контракта и его содержание определяется сторонами самостоятельно на основании письма Минэкономразвития РФ  от 2016 года №Д28и-2071.

Таким образом, участники закупок могут объединяться в случае необходимости реализации контракта с условиями, которые сложно исполнить одному поставщику. Коллективный участник может быть объединением физических или юридических лиц.

Такой коллектив участников может оформить свои правоотношения в форме договора простого товарищества, который предусмотрен требованиями ст. 1041 Гражданского кодекса. Контракт с заказчиком подписывает один из участников, который наделен соответствующими полномочиями от лица коллектива.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/kollektivnyj-ucastnik.html

Участники закупок по 223-ФЗ: требования, принципы отбора и правовой статус

Коллективный участник закупки — это…. Соглашение об участии в аукционе Коллективный участник закупки и консорциум разница

В статье рассмотрим: кто может быть участником закупки по Закону 223-ФЗ, а кто быть им не в праве, по каким принципам отбираются участники закупки и как это реализовано в законодательстве, какие требования предъявляются к участником закупки.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

Кто может являться участником закупки?

Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).

Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.

Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).

Участником закупки не может выступать:

  • организатор закупки, заказчик,
  • работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).

Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ.

Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком.

Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.

Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст.

3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.

1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).

Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Принципы отбора участников закупки

Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:

  1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:

  • во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
  • во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
  • в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).

Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):

  1. приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
  2. участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.

К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований.

Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер.

При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.

Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.

Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».

Требования к участникам закупки

В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того,  этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:

  • быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
  • иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
  • не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
  • должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  • заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).

Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.

Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:

  • к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
  • к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
  • к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
  • к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.

Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным.

Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.

Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/204

Закон24
Добавить комментарий