К обстоятельствам смягчающим наказание за санитарные правонарушения. Расширение действия КоАП. Какие обстоятельства относятся к отягчающим

Обстоятельства смягчающие ответственность за санитарные правонарушения

К обстоятельствам смягчающим наказание за санитарные правонарушения. Расширение действия КоАП. Какие обстоятельства относятся к отягчающим

  • 1 Смягчающие вину обстоятельства при наложении административного наказания
    • 1.1 Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение
    • 1.2 Добровольное прекращение противоправного поведения
    • 1.3 Добровольное сообщение лицом о совершенном административном правонарушении
    • 1.4 Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия уполномоченным органам
    • 1.5 Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения
    • 1.6 Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор)
    • 1.7 Добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда
    • 1.8 Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств
    • 1.9 Совершение административного правонарушения несовершеннолетним
    • 1.10 Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка
    • 1.11 Малозначительность административного правонарушения
    • 1.12 Особенности правоприменения смягчающих вину обстоятельств
  • 2 Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
  • 3 К обязательствам смягчающим ответсвенность за санитарные правонарушения относится
  • 4 Когда наступает уголовная ответственность за санитарное правонарушение, кто налагает, смягчающие обстоятельства
  • 5 Административное взыскание (возмещение) в 2019 году — что это такое, за санитарные правонарушения

Статья 4.1 Кодекса об административных правонарушениях требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности.

По смыслу вышеупомянутой статьи смягчающими могут быть только те обстоятельства, которые не имеют отношения к элементам состава административного правонарушения. Перечень смягчающих вину обстоятельств дан в ч.1 ст.4.2 КоАП РФ.

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение

Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается в первую очередь осознание им противоправности своего поведения, отрицательное отношение к нему.

Раскаяние должно быть деятельным, смягчающим обстоятельством оно становится лишь при условии активного участия виновника в раскрытии всех обстоятельств совершенного деяния. Правонарушитель, кроме того, должен разъяснить мотивы и причины своих поступков.

Добровольное прекращение противоправного поведения

Под добровольным прекращением следует понимать добровольную и окончательную остановку начатого правонарушения при осознании лицом возможности реального его завершения.

Таким образом, добровольное прекращение противоправного поведения может быть учтено в качестве смягчающего вину обстоятельства при условии, что оно характеризуется следующими признаками: добровольностью, окончательностью и осознанием возможности доведения до конца начатого преступного деяния.

Добровольность означает, что лицо по своей воле, по собственному желанию сознательно прекращает начатое правонарушение, мотивы принятия такого решения в данном случае не важны.

Окончательность предполагает, что правонарушение не прерывается на какое-то время, а лицо прекращает его полностью и окончательно. Добровольное прекращение не имеет места в ситуации, когда не удалось довести до конца запланированное противоправное деяние в силу объективных причин и осуществление преступных планов пришлось перенести на более поздний срок.

Не менее важный критерий — осознание субъектом административной ответственности возможности доведения правонарушения до его логического завершения. Насколько его представления реалистичны, в данном контексте не учитывается.

Ситуация, созданная в ходе противоправного деяния, сама по себе может не предполагать запланированной развязки.

Нарушителю может быть не известно об объективных препятствиях на пути к его цели, между тем, будет учтено, что достижение намеченного результата представлялось ему осязаемой перспективой.

Добровольное сообщение лицом о совершенном административном правонарушении

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ.

Важно отличать его от деятельного раскаяния. Виновник должен самостоятельно заявить о совершенном правонарушении.

Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик.

Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а об упомянутом выше деятельном раскаянии.

Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия уполномоченным органам

Такое содействие состоит в активных действиях виновного, направленных на сотрудничество с органом, уполномоченным осуществлять производство по делу об административном правонарушении.

таких действий может быть самым разнообразным: лицо дает правдивые и полные пояснения, в том числе по фактам, ранее неизвестным уполномоченным органам, раскрывает имеющие значение детали своего проступка, называет лиц, которые могут дать свидетельские показания, предпринимает иные шаги для раскрытия всей полноты обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения

Для предотвращения вредных последствий лицо, совершившее административное правонарушение, должно предпринять меры к тому, чтобы таких последствий не возникло.

Наступлением вредных последствий может характеризоваться объективная сторона состава административного правонарушения, между тем, важно помнить, что подавляющее большинство административных правонарушений (в отличии от преступлений) имеют формальный состав. Правонарушение с формальным составом не предусматривает наступления материального вредного последствия, единственной характеристикой его объективной стороны будет противоправность.

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало правонарушений с материальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий.

Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что смягчающим обстоятельством предотвращение вредных последствий будет, прежде всего, для правонарушений с формальным составом. Так как без наступления вредных последствий говорить о правонарушении с материальным составом нельзя.

Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор)

Одной из мер, принимаемых должностными лицами органа государственного контроля (надзора), в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, является выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пп.1) ч.1 ст. 17 ФЗ № 294 от 17 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Если выявленное нарушение предусматривает привлечение лица к административной ответственности, то исполнение предписания до вынесения постановления органа или должностного лица по делу об административном правонарушении будет считаться смягчающим обстоятельством.

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Следует учитывать, что даже если выявленное в ходе мероприятий государственного контроля (надзора) нарушение не влечет за собой административной ответственности, выданное предписание об устранении нарушений все равно необходимо исполнять вовремя.

Как раз на такой случай в КоАП предусмотрен специальный состав административного правонарушения: «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» (ст. 19.5. КоАП РФ).

Добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда

Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранения причиненного вреда — действия правонарушителя, направленные на ликвидацию уже наступивших вредных последствий. Такое возмещение предполагает либо компенсацию стоимости поврежденного имущества, либо предоставление равноценного имущества.

По смыслу п. 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное возмещение лицом, совершим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда предполагает совершение указанных действий до привлечения лица к административной ответственности и назначения ему наказания.

Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств

Вынесенные в заголовок раздела смягчающие обстоятельства будут учтены только при условии признания субъекта административной ответственности вменяемым.

Слабоумие, невменяемость или другие болезненные состояния психики отнесены к группе обстоятельств исключающих административную ответственность (ст. 2.8. КоАП РФ).

Что бы подтвердить наличие в действиях лица признаков аффекта требуется экспертная оценка. Выводы экспертов в дальнейшем могут быть учтены в процессе административного производства.

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами, как правило, понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и явилось совершение административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним

Административная ответственность несовершеннолетних применяется с существенными оговорками и в особом порядке (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему специфических административных мер воспитательного воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, например, ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Источник: http://dk-kupavna.ru/obstoyatelstva-smyagchayuschie-otvetstvennost-za-sanitarnye-pravonarusheniya/

Смягчение наказания по коап рф. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

К обстоятельствам смягчающим наказание за санитарные правонарушения. Расширение действия КоАП. Какие обстоятельства относятся к отягчающим

» Пдд » Смягчение наказания по коап рф. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

Смягчающие административную ответственность обстоятельства влияют на наказание, назначаемое по административному делу. Рассмотрим, какие обстоятельства могут быть учтены в качестве смягчающих, и как они применяются.

Назначение административного наказания: общие положения

Порядок назначения административного наказания урегулирован главой 4 КоАП РФ. В данном разделе содержатся правила, которыми должны руководствоваться суды и должностные лица административных органов, применяя меры ответственности.

Каждая статья или часть статьи особенной части КоАП РФ определяют минимальный и максимальный размеры наказания за то или иное нарушение закона. Правоприменители должны выбрать, какую конкретно ответственность понесет привлекаемое лицо (вид и размер наказания).

Для того, чтобы назначить наказание, должны учитываться:

  • характер допущенного нарушения, то есть должно быть определено, насколько деяние общественно опасно;
  • личность нарушителя, то есть характеризующие его обстоятельства;
  • материальное положение. Данная характеристика учитывается в большей мере для того, чтобы определить, может ли нарушитель оплатить штраф или нет, имеет ли смысл назначать альтернативное наказание;
  • перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, то есть определенных законом условий, которые позволяют уменьшить назначаемое наказание или изменить его вид;
  • отягчающие обстоятельства, то есть условия, которые не позволяют назначить минимальное наказание.

Важно! При рассмотрении дела правоприменители обязаны установить все изложенные выше обстоятельства. Без этого, объективное наказание назначено быть не может. Если данные факторы не выяснялись – это нарушение прав привлекаемого лица.

Смягчение административного наказания путем применения смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ

Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств определен в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. Данная норма целиком посвящена возможным факторам, которые могут послужить основанием для снижения назначаемого наказания.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствам можно отнести следующие:

  1. Раскаяние в содеянном. Раскаяние невозможно без признания вины. Данное обстоятельство предполагает активные действия привлекаемого лица, направленные на доведение до сведения правоприменителей своей позиции. Позиция заключатся в том, что человек осознал, что поступил неправильно, и утверждает, что впредь подобного поведения не допустит.
  2. Прекращение неправильного поведения по доброй воле. Применение данного обстоятельства возможно при длящемся нарушении, например, когда автомобиль лица долгое время стоял в неположенном месте, а затем был добровольно переставлен в другое место, где стоянка разрешена.
  3. Сообщение о правонарушении. Очень редко применяемое обстоятельство, поскольку мало кто добровольно сознается в содеянном и сообщает об этом.
  4. Помощь в расследовании. В качестве примера можно привести ситуацию, когда организация, сбрасывающая нечистоты в водоем, самостоятельно проводит исследования проб, которые доказывают факт нарушения, тем самым помогая правоприменителям.
  5. Устранение последствий нарушения и возмещение ущерба.
  6. Добровольное исполнение предписания об устранении нарушения.
  7. Действия в состоянии аффекта. Это обстоятельство очень трудно доказывается.
  8. Несовершеннолетие нарушителя, либо беременность женщины-нарушителя. Сюда можно отнести и наличие малолетних детей.

Другие обстоятельства, которые могут повлиять на возможность снижения наказания

Указанный выше (в ст. 4.2 КоАП РФ) перечень обстоятельств не полный. Правоприменителям дано право самостоятельно признавать то или иное обстоятельство смягчающим.

В связи с этим, привлекаемым лицом может быть заявлено письменное ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению, с обоснованием своей позиции. Такое ходатайство должно быть обязательно рассмотрено, с оглашением решения по нему, либо доведением его до сведения заявителя в письменной форме. Если просьба отклоняется, должно быть вынесено письменное определение об этом.

Основания для снижения наказания могут быть любыми, например:

  • совершение нарушения пенсионером;
  • совершение нарушения сиротой;
  • нарушение закона матерью-одиночкой.

Важно! Регионам РФ дано право законодательно определять дополнительные смягчающие обстоятельства, не предусмотренные КоАП РФ. В этой части у законодателей полная свобода действий, поэтому смягчающими обстоятельствами, согласно законам субъектов, могут быть признаны абсолютно любые факторы.

Таким образом, смягчающие административную ответственность обстоятельства закреплены в ст. 4.2 КоАП РФ, региональных законах. Они в обязательном порядке должны быть исследованы по каждому делу. Кроме того, правоприменители вправе признать смягчающим любое не определенное законом обстоятельство.

При выборе должностными лицами вида и размера наказания важно установить наличие предусмотренных ст. 4.2 и 4.3 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Они способствуют правильному определению меры наказания, влияют на выбор конкретного его вида и размера в пределах санкции конкретной статьи Кодекса или иного предусматривающего ответственность закона.

Представляется, что к обстоятельствам, смягчающим и отягчающим ответственность за совершение административного правонарушения, законодатель отнес лишь те, которые влияют на уровень общественной опасности правонарушения или правонарушителя.

Данные обстоятельства должны быть распознаны, вычленены и должным образом зафиксированы должностными лицами.

Следовательно, к смягчающим и отягчающим относятся обстоятельства, лежащие вне состава правонарушения, но прямо или косвенно касающиеся проступка и совершившего его правонарушителя.

Включение в общие правила наложения административных наказаний необходимости учета смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств объясняется чисто практическими соображениями: законодатель стремится обеспечить объективную, полную и всестороннюю оценку.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • – раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • – предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • – совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • – совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • – совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим КоАП РФ, законами субъектов РФ.

Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу.

Таким образом, наличие факта раскаяния, признания, возможного оказания помощи правоприменительному органу при осуществлении производства по делу свидетельствует о стремлении загладить и искупить свою вину и, следовательно, заслуживает смягчения административного наказания.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда заключается в полном или частичном устранении физических или моральных последствий административного правонарушения. С определенной долей условности это поведение можно сравнить с отказом от совершенного правонарушения. Добровольное выполнение указанных действий виновного, естественно, заслуживает снисхождения при определении вида и размера наказания.

Добровольное возмещение ущерба может проявляться как в материальном, так и в моральном плане. Виновное лицо может компенсировать причиненный ущерб деньгами, личным трудом, покупкой испорченной вещи или предмета. Возможно также возмещение ущерба в моральном плане – принесение извинений в письменной или устной форме.

Следует отметить ту особенность, что некоторые смягчающие обстоятельства, названные в законе, могут толковаться должностными лицами органов внутренних дел расширительно либо, напротив, ограничительно. Так, признак «добровольное возмещение причиненного ущерба» подменяется неравнозначным признаком «возмещение ущерба».

В итоге ответственность смягчается в ситуациях, когда ущерб возмещен виновным не по своей инициативе, а в результате мер, принятых органами административной юрисдикции.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует руководствоваться положением, что возмещение ущерба проявляется в добровольном, инициативном, без напоминаний со стороны третьих лиц, возмещении потерпевшему причиненного ущерба.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует об игнорировании в ряде случаев выяснения обстоятельств ущерба. При решении вопроса о выборе вида и размера предполагаемого наказания в обязательном порядке следует выяснить, было ли возмещение ущерба полным или частичным.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП.

Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего.

Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это – кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении. На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателя с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Необходимо учитывать, что несовершеннолетний правонарушитель из-за недостатка жизненного опыта порой не способен осознать вредные последствия своего противоправного поведения, дать им объективную оценку.

Не вызывает сомнения, что в данном случае нет нужды налагать на него административное наказание как на взрослого нарушителя. Действия и решения должностных лиц органов внутренних дел должны преследовать прежде всего воспитательные, а не репрессивные цели.

К тому же при решении вопроса о применения наказания к несовершеннолетнему следует использовать педагогические приемы в общении с подростками. Законодатель предусмотрел рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, специальными органами административной юрисдикции – комиссиями по делам несовершеннолетних.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, комиссия по делам несовершеннолетних, в целях определения необходимой меры воздействия принудительно-воспитательного характера на несовершеннолетнего, должна учитывать его возраст, устойчивость психики и др. факторы.

Например, если несовершеннолетний имеет заработок, то на него может быть возложена обязанность загладить причиненный вред. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Забота государства и общества о материнстве и детстве обусловливают смягчающее воздействие этого обстоятельства.

Состоянию беременности присущи психическое изменение в поведении, повышенная раздражительность, критическая оценка окружающего мира, что способствует, в ряде случаев, ослаблению контроля над собой.

К тому же вызванные действиями и решениями органов правоприменения переживания беременной женщины могут отразиться на физическом и психическом здоровье будущего ребенка.

Основанием применения смягчающего обстоятельства в данном случае, в первую очередь, являются явные признаки беременности, а в других – наличие подтверждающего документа (справка женской консультации, выписка из истории болезни или амбулаторной карты и пр.).

Источник: https://ovokras.ru/pdd/smyagchenie-nakazaniya-po-koap-rf-smyagchayushchie-obstoyatelstva.html

К обстоятельствам смягчающим ответственность за санитарные правонарушения относятся какие пункты

К обстоятельствам смягчающим наказание за санитарные правонарушения. Расширение действия КоАП. Какие обстоятельства относятся к отягчающим

КоАП, признаются:

— продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторное в течение года совершение однородного санитарного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

— вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

— совершение правонарушения группой лиц;

— совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Главный государственный санитарный врач или его заместитель, налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечень обстоятельств, указанных в ст. 35 КоАП РСФСР, отягчающих ответственность, является исчерпывающим, т.е. должностное лицо, решающее дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не названное в ст. 35.

4. Вынесение постановления

4.1. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит постановление о наложении административного взыскания (Форма N 003/у).

Закона РСФСР «О милиции» обязаны помогать должностным лицам государственных органов и учреждений в осуществлении их законной деятельности.

Если в отношении должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно — эпидемиологической службы применяются угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога либо произошло нанесение легких телесных повреждений, побоев, совершение иных насильственных действий — виновные лица привлекаются к уголовной ответственности по ст. 193 УК РСФСР.

2.3. Протокол о санитарном правонарушении составляется на специальном бланке (форма N 001/у).

КоАП РФ).

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему специфических административных мер воспитательного воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, например, ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка

Когда рассматривается административное правонарушение, совершенное указанными в заголовке раздела лицами, принимаются во внимание те факторы физиологии, которые могли помешать им осознавать противоправность своих действий или предвидеть наступление вреда охраняемым законом интересам.

Стоит оговориться, что категория «малолетний ребенок» закреплена в ст. 28 ГК РФ, к ним относятся несовершеннолетние, не достигшие 14 лет.

Малозначительность административного правонарушения

Рассматривая вопрос о смягчающих обстоятельствах при назначении административного наказания, необходимо упомянуть о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Постановление должно содержать: наименование должностного лица, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное санитарное правонарушение; принятое по делу решение (предупреждение или штраф с указанием его размера). Постановление подписывается должностным лицом.

4.2.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Копия постановления вручается под расписку. Постановление может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по телеграфу, телетайпу, телефаксу, телексу или по радио, отправление и получение должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

5.

Обжалование постановления

5.1.

Важно Главный государственный санитарный врач, его заместитель, иное должностное лицо, составляющее протокол, обязаны разъяснить нарушителю его права и обязанности и сделать об этом запись в протоколе.

В соответствии со ст.

Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

2.4.

Сведения о личности нарушителя: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения (в отношении несовершеннолетнего — не достигшего 18-летнего возраста — указываются число, место и год рождения), место жительства и работы, занимаемая должность, размер заработной платы (дохода), иные сведения, необходимые для рассмотрения дела (семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении нарушителя и т.п.), а также данные о привлечении его ранее к административной ответственности — устанавливаются по имеющимся при нем документам.

Если таковые отсутствуют, то данные могут быть проверены по телефону по месту его работы или жительства, путем направления запроса и т.п.

Общие правила

Общие правила назначения административных наказаний оговариваются в статье 4.1 КРФоАП. Административное взыскание может быть применено лишь в пределах законодательства, в соответствии с которым оно применяется.

При применении наказания должны быть учтены следующие факторы:

  1. Личность нарушителя.
  2. Его характеристика.
  3. Финансовое положение.
  4. Смягчающие обстоятельства.
  5. Отягчающие обстоятельства.
  6. Иные факторы, повлиявшие на факт совершения правонарушения.

Применение к одному и тому же лицу наказания за одно правонарушение более одного раза – недопустимо.

Ответственность за санитарные правонарушения

За санитарные правонарушения может применяться административная, уголовная и дисциплинарная ответственность.

Касательно административной ответственности в данной сфере применяются нормы главы 6 КРФоАП.

: взыскание долга в судебном порядке

Статья 6.3 предусматривает ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологического характера и заключается в наложении штрафа от 100 до 500 рублей – на физических лиц, от 500 до 1000 – на должностных лиц, на ИП – от 500 до 1000 или временное приостановление их деятельности, от 10000 до 20000 или временное приостановление – на организации.

Кодекс предусматривает иные, более узконаправленные статьи, касающиеся санитарных нарушений.

Именно с этого момента человек приобретает новый статус, который несет ответственность за свои действия.

В каждом случае при принятии решения о взыскании учитываются особенности и характерные признаки нарушения по санпин. Отдельное внимание при этом уделяется возрасту нарушителя и наличию/отсутствию умысла.

Кем накладывается за нарушение по СанПин

Деятельность различных компаний находится под контролем множества учреждений.
За выявленное правонарушение санитарного законодательства, специалисты Роспотребнадзора вправе проводить проверки.

Именно в полномочия сотрудников данной организации входит налагать взыскание в виде уголовной ответственности.


К тому же Роспотребнадзор вправе налагать различные виды административных взысканий за нарушение санитарных норм.

При этом следует учесть, что уголовная ответственность налагается судебными органами. Следовательно, для привлечения к данному виду ответственности контролирующие органы передают дело в суд.

Уважаемые читатели! Если Вы не нашли на нашем сайте нужную информацию по тому или иному вопросу, задавайте его в режиме онлайн по телефонам:

Также, получить бесплатную юридическую помощь у нас на сайте.

Правонарушитель, кроме того, должен разъяснить мотивы и причины своих поступков.

Понятие по ТК РФ и закон об ответственности

Под уголовной ответственностью принято понимать одну из разновидностей форм юридической ответственности.

Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

1.4. За совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения или штрафа.

1.5.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» устанавливаются следующие размеры штрафа, налагаемого за совершение санитарного правонарушения:

на должностных лиц — не более суммы 3-месячного дохода;

на работающих граждан — не более суммы месячного дохода;

на неработающих граждан — не более 50 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются размеры штрафа, налагаемого в административном порядке:

на граждан — от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;

на должностных лиц — от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации.

1.6. Данные о месячном доходе гражданина или должностного лица представляются налоговой инспекцией или бухгалтерией предприятия, учреждения, организации по месту их работы на основании требования главного государственного санитарного врача или его заместителя (Форма N 002/у).

Право получать такого рода сведения закреплено п. 12 ст.

Главный государственный санитарный врач, его заместитель, иное должностное лицо, составляющее протокол, обязаны разъяснить нарушителю его права и обязанности и сделать об этом запись в протоколе.

В соответствии со ст. 247 КоАП лицо, привлекаемое к ответственности, вправе:

— знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;

— при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;

— выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;

— обжаловать постановление по делу.

3. Рассмотрение дела

3.1. Дело о санитарном правонарушении рассматривается главным государственным санитарным врачом или его заместителем административно — территориальной единицы, в границах которой совершено правонарушение, объекта воздушного, водного транспорта.

Вышестоящий главный государственный санитарный врач или его заместитель по своей инициативе может затребовать дело для рассмотрения исходя из его общественной значимости, размера причиненного ущерба и других обстоятельств и вынести по нему постановление.

3.2.
В соответствии со ст. 257 КоАП РСФСР главный государственный санитарный врач или его заместитель обязаны рассмотреть дело в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола о санитарном правонарушении.

3.3.

Источник: http://37zpp.ru/k-obstoyatelstvam-smyagchayushhim-otvetstvennost-za-sanitarnye-pravonarusheniya-otnosyatsya-kakie-punkty

Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

К обстоятельствам смягчающим наказание за санитарные правонарушения. Расширение действия КоАП. Какие обстоятельства относятся к отягчающим

За совершенные противоправные действия в большинстве случаев наступает расплата. Лица, нарушившие закон, несут наказание. Довольно часто люди, совершившие административные нарушения, или их адвокаты предоставляют суду смягчающие вину обстоятельства.

КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) – это основной документ, которым руководствуются служители закона, решая судьбу провинившихся людей.

В нем есть ряд статей, регламентирующих, какие обстоятельства могут быть признаны смягчающими, а какие отягчающими.

На основании этих данных подсудимому могут уменьшить либо увеличить наказание.

В Уголовном кодексе также имеется статья, в которой перечислены обстоятельства совершения преступления, влияющие на суровость вынесенного приговора. Не нужно смешивать уголовную и административную ответственность.

Хотя некоторые пункты, касающиеся смягчающих обстоятельств в этих двух видах нарушений, совпадают, между ними есть довольно существенные отличия.

Административные правонарушения

К таким противоправным действиям причисляются проступки, способные нанести вред природе, экологии, здоровью окружающих. Сюда не входят кражи, разбой и убийство, но некоторые действия могут быть признаны как административными, так и уголовными нарушениями закона. Например, плагиат, некоторые виды хищений, нанесение вреда окружающей среде и так далее.

К какому виду нарушений причисляют подобные деяния, а какие назначают меры наказания, зависит от масштабности нанесенного ущерба. Так, человек или целое промышленное производство могут нанести такой вред окружающей среде, который повлечет за собой ухудшение здоровья и даже смерть граждан, а могут просто ухудшить природные ландшафты.

Разумеется, ответственность и меры пресечения в этих двух случаях будут разными.

То же можно сказать о вождении автомобиля в нетрезвом виде, об учиненной драке в общественном месте, о распространении наркотиков, занятии проституцией и многих других проступках. Кроме величины ущерба, на суровость наказания могут оказать влияние смягчающие обстоятельства.

КоАП четко определяет их состав для нарушений административных, а УК – для уголовных.

Правонарушители должны знать, что они могут не просто предоставить суду или общественности истории, способные разжалобить служителей закона, а обязаны доказать с помощью документов либо своими действиями, что в их деле действительно имеют место смягчающие обстоятельства.

В КоАП имеется полный перечень действий граждан, которые могут повлечь за собой несение административной ответственности. В нем более 80 пунктов, касающихся области медицины, строительства, сельскохозяйственной деятельности, транспорта и дорожного движения, информации и связи, предпринимательской деятельности, управления, таможенного дела, окружающей среды и других сфер нашей жизни.

Административная ответственность

В зависимости от того, какой ущерб нанесен отдельным гражданам или обществу, определяется вид наказания, уменьшить которое могут смягчающие обстоятельства.

В КоАП (ст. 3.2 ч. 1) представлен их перечень, в который входят:

  • общественное порицание (устно);
  • предупреждение (в письменной форме);
  • штраф;
  • конфискация (изымают орудие совершения проступка, например, ружье за его хранение без соответствующего разрешения);
  • лишение специального права;
  • административный арест (например, всем известные 15 суток за дебош в пьяном виде);
  • общественные работы;
  • административное выдворение из страны (применяется к лицам без российского гражданства);
  • дисквалификация;
  • отстранение от работы (для организации – приостановление ее деятельности).

Что говорит закон

Большинство правонарушителей, которых привлекают к ответственности, стараются предоставить судебным заседателям смягчающие обстоятельства. В КоАП статья 4.2 подробно описывает ситуации и положения, согласно которым можно виновному уменьшить меру пресечения.

Кроме того, существуют и другие правовые документы, на основании которых суд (общественный или процессуальный) могут вынести окончательное решение. Так, если проступок совершен несовершеннолетним гражданином, в статье 2.3 КоАП есть положение, которое классифицирует данный факт, как смягчающее обстоятельство.

Наказание к провинившемуся, не достигшему 18 лет, может быть применено в соответствии с ФЗ № 120.

Кроме КоАП, смягчающие обстоятельства указываются в Налоговом кодексе ст. 112. В данном документе перечислены действия и ситуации, повлекшие финансовые преступления.

Перечень

Существуют самые разные обстоятельства, смягчающие наказание. В КоАП можно увидеть такой список:

  • раскаяние виновного;
  • прекращение противоправной деятельности по собственному желанию правонарушителя (до того, как его привлекли к ответственности);
  • добровольное и абсолютно искреннее признание в совершении антиобщественной деятельности, а также сообщение полезной информации, касающейся рассматриваемого дела;
  • оказание содействия органам;
  • совершение поступка, предупредившего тяжкие последствия совершенного правонарушения;
  • состояние аффекта;
  • тяжелые семейные обстоятельства;
  • возраст нарушителя;
  • беременность;
  • наличие у нарушителя маленьких детей, престарелых родителей, тяжелобольных членов семьи.

Рассмотрим подробнее эти пункты.

Раскаяние

Многие люди имеют не признанный обществом актерский талант, выражающийся в умении разжалобить слушателей или заставить их поверить в какие-либо ужасные ситуации из жизни рассказчика.

В случае несения административной ответственности за проступок подобные личности могут изобразить сильное переживание по поводу случившегося, даже пустить слезу. Но такая игра на публику не проходит.

Чтобы раскаяние было квалифицировано, как смягчающее обстоятельство, КоАП РФ (в Комментариях к ст. 4.2) четко регламентирует действия виновного.

Этот человек не просто должен сказать, что сожалеет о случившемся. Он обязан это доказать, например, деятельностью, возмещающей причиненный ущерб.

Также он может на добровольной основе (по собственной инициативе) заняться устранением последствий своей негативной деятельности, общественными работами, предотвращающими совершение подобного правонарушения другими лицами (имеется в виду проведение бесед с населением).

Кроме того, он может по собственной воле сообщить правоохранительным органам важную информацию, которая поможет избежать других нарушений закона. Такого рода деятельность возможна при совершении практически любого вида административных правонарушений.

Состояние аффекта

В судебной практике часто виновные пытаются объяснить свои действия тем, что во время их совершения они находились в невменяемом состоянии и просят считать это смягчающими обстоятельствами. В КоАП РФ этот пункт статьи 4.2 применим только к психически здоровым людям. Если проступок совершил человек, страдающий слабоумием (что подтверждается медицинской справкой), то вступает в силу ст.

2.8 КоАП, гласящая, что административная ответственность к таким людям не применяется. Все остальные правонарушители, чтобы доказать состояние аффекта, должны пройти освидетельствование экспертов. Если у судебных исполнителей возникнут сомнения по поводу выданного специалистами заключения, они могут назначить повторную процедуру.

Состояние аффекта может наблюдаться по самым разным причинам:

  • смерть близкого человека;
  • увольнение;
  • значительная материальная потеря;
  • медицинский диагноз (например, человек узнал, что он болен СПИДом);
  • сообщение об измене.

Проведение медицинской экспертизы – обязательный акт.

Семейные обстоятельства

При совершении некоторых проступков тяжелое материальное положение в семье также может квалифицироваться, как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В КоАП не обозначены четкие критерии, при каких среднемесячных доходах членов семьи данное положение имеет законные основания.

К нарушениям, в отношении которых могут рассматриваться данные причины совершения проступков, относятся браконьерство, занятие проституцией, подлог документов, сокрытие неучтенных доходов, самовольное занятие земельных участков, любые противоправные действия, способные улучшить материальное положение ответчика, если они не повлекли за собой тяжких последствий. Если виновники не могут предоставить суду справки о своих ежемесячных доходах (например, они являются безработными), во внимание принимаются свидетельства соседей, знакомых, участкового. Их сообщения о положении дел в данной семье должны быть оформлены документально (с подписями и печатью).

Административная ответственность для женщин

Представительницы прекрасного пола также совершают противоправные действия, за которые предусмотрено наказание. Закон идет женщинам навстречу, учитывая их особое положение, предначертанное природой.

Так, беременность классифицируется как обстоятельство, смягчающее ответственность.

В КоАП не оговаривается срок беременности, при котором наказание за проступок может быть уменьшено или отменено, но в обязательном порядке требуется официальная справка от врача, подтверждающая физиологическое состояние ответчицы.

Такие меры вполне справедливы, так как родители обязаны следить за своими детьми.

Административная ответственность для несовершеннолетних

Согласно закону, в юриспруденции человек, которому не исполнилось 18 лет, считается несовершеннолетним (не путайте с уголовной ответственностью, которая наступает с 16 лет). Если такое лицо совершает противоправный поступок, его возраст является смягчающим обстоятельством.

В КоАП об этом гласит статья 2.3. Если несовершеннолетний не совершил тяжкого преступления, которое расценивается как уголовное, к нему не применяется административное наказание. Однако в ФЗ № 120 определен ряд воздействий, которые могут быть применены к подросткам за их незаконные действия.

Такими мерами являются:

  • порицание;
  • требование публично раскаяться, извиниться;
  • предупреждение (официально оформленное);
  • возмещение ущерба (если подросток работает);
  • общественные работы, с помощью которых устраняется нанесенный вред;
  • передача подростка под надзор соответствующих органов.

В отдельных случаях за совершение ребенком какого-либо противоправного действия административная ответственность возлагается на его родителей или опекунов. Мерами наказания могут быть:

  • возмещение ущерба за причиненный ущерб (например, требуется оплатить ремонт разбитой подростком витрины);
  • работы, устраняющие причиненный вред (например, от родителей могут потребовать вставить разбитое стекло);
  • изъятие орудия нарушения (могут конфисковать ружье, которое взял ребенок, хотя у отца есть разрешение на его хранение);
  • наложение штрафа, если подросток, не имея прав, сел за руль автомобиля (в статье 12.7 КоАП отмечено, что размер штрафа может быть от 5000 до 30000 рублей. То же относится и к ситуации, если подросток управляет байком или скутером.

Смягчающие обстоятельства, не указанные в КоАП

Наша жизнь многогранна и непредсказуема. Учесть все ситуации, которые каждый день происходят с людьми, и которые могут негативно повлиять на их поступки, невозможно.

Поэтому законодательством предусматривается возможность существования смягчающих обстоятельств, не отмеченных в КоАП. Принять их во внимание или нет, решают судебные представители.

Такие обстоятельства в каждом конкретном случае могут быть разные, но наиболее часто в судебной практике встречаются следующие:

  • нет опыта работы (для нарушений в области предпринимательства, финансов, бухучета);
  • хорошие характеристики с места учебы/работы;
  • состояние здоровья нарушителя (часто болеет);
  • престарелые родители;
  • положительные отзывы соседей о нарушителе.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства в КоАП РФ

В каких случаях виновному в совершении административного нарушения могут уменьшить наказание, мы рассмотрели.

Повторим, перечень таких обстоятельств приведен в статье 4.2 КоАП и в ряде других статей, которыми руководствуются служители закона. Однако ситуации, при которых совершено противоправное действие, бывают не только смягчающими, но и отягчающими. Это регламентируется в статье 4.3 КоАП.

Перечень таких обстоятельств является исчерпывающим и обязательным для принятия во внимание при назначении меры пресечения. То есть служители закона не имеют права решать, учитывать их или нет.

Если в деле имеются отягчающие обстоятельства, это означает, что лицо, совершившее нарушение, представляет для общества повышенную опасность, поэтому должно понести более строгое наказание.

В каких случаях увеличивают меру воздействия на нарушителя закона

Каждый желающий может изучить и смягчающие, и отягчающие обстоятельства. В КоАП приведен четкий список, когда наказание виновному увеличивают:

  • повторное административное нарушение, идентичное предшествующему (например, оштрафовали за незаконную медицинскую практику, а человек, не имея диплома врача, снова занялся лечением больных);
  • нарушитель не подчиняется требованиям прекратить противоправные действия;
  • привлечение к совершению незаконных поступков детей и подростков;
  • групповые нарушения;
  • незаконная деятельность в период стихийного бедствия (например, мародерство);
  • совершение проступка в состоянии алкогольного опьянения, которое нужно подтвердить соответствующим документом.

На практике случается, что соседи описывают ответчика с плохой стороны. Такая характеристика, даже заверенная печатями и подписями, не может служить отягчающим обстоятельством.

Если в деле об административном нарушении подтвержден хотя бы один пункт из приведенного выше списка, судебные представители должны квалифицировать противоправные действия виновного как умышленные.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1532130307773041526/smyagchayuschie-obstoyatelstva-koap-rf/

Закон24
Добавить комментарий