Императивные нормы в земельном кодексе. Классификация земельно-правовых норм

Земельно-правовые нормы в 2019 году: понятие и классификация

Императивные нормы в земельном кодексе. Классификация земельно-правовых норм
Время чтения: 4 минут

Земельные, как и все другие правоотношения, требуют контроля и регулирования со стороны правительства. Для этого используются обязательные для участников правила поведения, принятые уполномоченными органами.

Они закрепляются в официальных актах, регулирующих права и обязанности субъектов правоотношений.

Не являются исключением и земельно-правовые нормы, при помощи которых государственные органы контролируют использование земли и обеспечивают сохранность этого важного ресурса.

Нормы, регулирующие земельные отношения, их понятие и классификация

Поведение участников земельных отношений, соблюдение ими правил эксплуатации земли регулируется нормами профильного законодательства. Нормативные акты характеризуются такими признаками:

  • обязательность;
  • формальная определенность;
  • наличие связи с государством;
  • обязывающий и предоставляющий права характер;
  • системность.

Нормы земельного права делятся по таким признакам:

  • содержание;
  • характер предписания;
  • способ воздействия на субъекты правоотношений;
  • институт земельного права.

Существует также разделение по субъектам, реализующим право на использование земли. Это могут быть:

  • граждане,
  • госорганы,
  • предприятия или организации.

Понятие и классификация земельно-правовых норм описываются во многих учебниках по земельному праву. Специалисты в данной отрасли указывают на наличие разделения законодательных актов на две группы, согласно способу воздействия на участников земельных правоотношений:

  1. Материально-правовые, которые в свою очередь делятся на регулятивные и нормы-гарантии.
  2. Процессуально-правовые, которые регламентируют:
    • порядок рассмотрения споров;
    • процедуру обжалования принятых решений;
    • порядок подачи просьб;
    • способы подачи заявлений и ходатайств.

К первой категории относятся нормы положительного правового регулирования. Они делятся на:

  • уполномочивающие, направленные на реализацию субъектами их прав на совершение положительных действий: право сдавать собственность в аренду и так далее;
  • обязывающие. В качестве примера можно привести статью 42 Земельного кодекса РФ, требующую от владельцев земельных наделов соблюдения мероприятия по охране своей собственности);
  • запрещающие. Например, статья 23 ЗК Российской Федерации ограничивает пользование чужим участком;
  • компенсационные, которые обязывают участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный вред;
  • нормы, предусматривающие обязанность субъектов выполнять требование по охране земли и других природных ресурсов от воздействий, способных причинить вред экологии.

Что касается процессуально-правовых норм, то они делятся на:

  • правонаделительные,
  • правообеспечительные,
  • правоохранительные,
  • правопрекращающие.

Более подробно узнать о том, как классифицируются нормы, регулирующие земельно-правовые отношения, можно из статьи «Земельное право».

Структура земельных нормативных актов

Каждая земельно-правовая норма имеет свою внутреннюю структуру. Под этим понятием подразумевают ее части, имеющие определенную логическую связь. Составляющими элементами являются:

  1. Гипотеза. Эта часть содержит описание условий, при которых действует правовая норма. Это может быть краткий перечень обстоятельств, наступление которых позволяет ее применить или подробное описание той или иной ситуации, требующей применения нормы.
  2. Диспозиция. Описывает поведение субъектов правоотношений при наступлении обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
  3. Санкция – элемент нормы, определяющий возможные юридические последствия, которые наступят в результате совершения правонарушения. Примечательно, что санкции могут носить не только наказательный характер, но и восстанавливать нарушенные права.

Структура земельно-правовой нормы не отличается от состава нормативных документов, регулирующих другие отрасли права.

Особенности норм, регулирующих земельные правоотношения

Нормы земельного права взаимосвязаны. Одни регулируют положительные действия субъектов правоотношений, другие выполняют правоохранительные функции. Благодаря такой логической связи допускается раздельное их формулирование.

Существуют также и другие особенности земельно-правовых норм. Некоторые статьи носят отсылочный характер. Они не излагаются полностью, в них отсутствует санкция. Это возможно при условии, что сама санкция находится в других отраслях законодательства. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрены наказания за земельные правонарушения, которые носят общественно опасный характер.

В статьях, предусматривающих административное наказание, присутствует ссылка на КоАП Российской Федерации. В качестве примера восстановительной санкции можно назвать статью 15 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую обязанность возмещения в полном объеме убытков потерпевшему.

Земельно-правовые нормы и их виды

Изучение земельного законодательства требует четкого понимания того, какие существуют виды земельно-правовых норм. Они делятся на определенные типы, в зависимости от:

  • содержания: исходные, общие, специальные;
  • характера: материальные или процессуальные;
  • функций: регулятивные и охранительные;
  • способа правового регулирования: управомочивающие, обязывающие, запрещающие;
  • методов правового регулирования: императивные, диспозитивные;
  • круга лиц: общие и специальные;
  • сферы действия: федеральные, региональные, локальные;
  • юридической силы: нормы законов и подзаконных актов;
  • субъекта правотворчества: принятые государственными или негосударственными органами.

Такая детальная классификация позволяет сделать вывод о том, насколько серьезно государство подходит к вопросу регулирования земельных отношений.

Земельные правоотношения: понятие и особенности

Земельные правоотношения – это понятие, определение которому дается в статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормой этого законодательного акта, под ними следует подразумевать отношения в сфере использования и охраны земель, которые являются основой жизнедеятельности лиц, проживающих на территории страны.

Элементами правоотношений в данной сфере являются:

  • субъект. В этом качестве может выступать государство, субъекты России, муниципальные органы, юридические или физические лица;
  • объект. Правоотношения предусмотрены статьей 6 Земельного кодекса РФ;
  • содержание. Под ним следует подразумевать взаимные права и обязанности субъектов, выполняющих действия в соответствии с нормами права.

Более детальные разъяснения даны в статье «Земельные правоотношения».

Заключение

Все земельные правоотношения регулируются нормами действующего законодательства РФ. Государство полностью контролирует процесс эксплуатации земельных наделов, приобретение и отчуждение прав собственности на этот объект недвижимости, соблюдение правил использования земель.

Эти и другие требования закреплены в земельно-правовых нормах. Они могут иметь разную юридическую силу. Так, требования, предусмотренные Земельным кодексом России и другими законами, обязательны к исполнению.

Подзаконные акты, например, СНиП, которым регулируется инсоляция земельного участка, могут носит рекомендательный характер.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemelno-pravovye-normy.html

Понятие земельно-правовых норм и их классификация

Императивные нормы в земельном кодексе. Классификация земельно-правовых норм

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормы права, как и другие социальные нормы, устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида и коллективных образований – от государства до различных социальных групп. Норма права – это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, ряд возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения.

Норма земельного права – установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу использования и охраны земельных ресурсов.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государством правила поведения субъектов земельных правоотношений.

Земельно-правовые нормы характеризуются теми же признаками, что и другие виды норм права:

    1. общеобязательностью (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
    2. формальная определенностью (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
    3. связью с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением и стимулированием);
    4. предоставительно-обязывающим характером (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
    5. системностью (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура земельно-правовой нормы

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Структура земельно-правовой нормы включает:

    • гипотезу,
    • диспозицию,
    • санкцию.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом “условие” не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие.

Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы.

Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация.

В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Диспозиция указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий.

Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства.

В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях – ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция  – это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий.

Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы.

Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Основные виды земельно-правовых норм

1) в зависимости от содержания:

    • исходные (конституционные – определяют основы правового регулирования);
    • общие (присущи общей части отрасли права);
    • специальные (относятся к отдельным институтам отрасли права).

2) в зависимости от характера:

    • материальные (регулятивные и охранительные) (те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например, право на получение земельного участка, обязанность содержать плодородие угодий и т.д.);
    • процессуальные (устанавливают порядок заявлений, просьб и ходатайств по предоставлению земли, порядок обжалования решений, процедуру рассмотрения земельных споров и т.п.).

3) в зависимости от функций:

    • регулятивные;
    • охранительные (восстановление нарушенных прав).

4) регулятивные в зависимости от способа правового регулирования:

    • управомочивающие;
    • обязывающие;
    • запрещающие.

Подробнее об  обязывающих, запрещающих и управомочивающих нормах земельного права

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой.

В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст.

14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

5) в зависимости от методов правового регулирования:

    • императивные (властных предписаний) – обязывающие и запрещающие;
    • диспозитивные (свобода усмотрений) – управомочивающие.

6) в зависимости от круга лиц:

    • общие (общераспространенные);
    • специальные (специально распространенные – ограниченный круг).

7) в зависимости от сферы действия:

    • федеральные;
    • региональные;
    • локальные (см. ст. 2 ЗК РФ).

8) в зависимости от юридической силы:

    • правовые нормы законов;
    • правовые нормы подзаконных актов.

9) в зависимости от субъектов правотворчества:

    • принятые госорганами;
    • принятые негосударственными структурами (народным референдумом).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-zemelno-pravovich-norm-i-ich-klassifikatsiya

Правовое регулирование земельных отношений

Императивные нормы в земельном кодексе. Классификация земельно-правовых норм
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Правовое регулирование земельных отношений

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком.

Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд.

В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К такого рода отношениям  относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч.

1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с  нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

– по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

– регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

– охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

– абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право.

Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности.

Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

– относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права.

Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

 по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

– материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель.

Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права.

В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

– процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

– по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда;  по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

– Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

– Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны.

Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов.

Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

– рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

– санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

– делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs5.html

Императивные и диспозитивные нормы в земельном кодексе

Императивные нормы в земельном кодексе. Классификация земельно-правовых норм
41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях: «Нарушение должностным лицом предприятия.

учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда», ст.

13 УК РФ: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству», ст.

Тема 2

Эти отношения в свою очередь влияют на состояние земли и ее природных ресурсов.

Осмысление этого процесса вызвало понимание необходимости регулирования земельных отношений правовыми средствами в целях обеспечения рационального, эффективного и целевого использования земельных ресурсов и их охраны.

Земельное право возникло в СССР, и его унаследовала Республика Казахстан, объявив землю с первых же дней своей независимости, собственностью Республики Казахстан, используемой ею в качестве основы жизни и деятельности народа.

Предметом земельного права.

Императивным методом регулируется значительная часть земельных отношений, таких, например, как управление земельными ресурсами, правовая охрана земель и др. Диспозитивным методом правового регулирования охватываются отношения вещных прав на земельные участки, отношения оборота земель и др.

Участники этих отношений обладают определенной самостоятельностью, которая выражается в признании за субъектами отношений равноправного положения, в наличии между ними как участниками гражданского оборота отношений юридического равенства и отсутствии между ними отношений власти и подчинения. В отечественном законодательстве общая тенденция изменения метода земельного права как права природоресурсного заключается в смещении акцентов в диспозитивную область.

Диспозитивные и императивные нормы гражданского права

Примерами диспозитивных норм, т.е. норм, которые, устанавливая правило, дозволяют сторонам гражданского правоотношения по своему усмотрению в договоре изменять его, в частности, являются: ст.211, ст.212, п.1,2 ст.221, п.1 ст.224, п.1 ст.238, ст.251, п.1 ст.254, п.

2 ст.257, ст.455, п.2 ст.713 и т.д.

2. Императивные нормы гражданского права точно определяют права и обязанности субъектов; в них содержатся правила, которым субъекты правоотношения обязаны неукоснительно следовать, не имея возможности изменять их в соглашении.

А) Теоретическое определение метода правового регулирования

Методы правового регулирования обусловлены характером регулируемых отношений, для которых подбираются адекватные им приемы и способы правового воздействия.

Структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений.

В отдельных случаях, когда этого требует обстановка, к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.

Как отмечалось, земельное право – сложное образование, обладающее сложным методом.

Проблемы эффективности реализации диспозитивных норм права

Однако не подлежит сомнению тот факт, что Президент России обладает более значительными полномочиями, чем, скажем, глава «чистой» президентской республики — США. По всей видимости, «отцы-основатели» российской Конституции взяли за основу модель разделения властей во Франции. При этом не было учтено, что Франция дает пример крайний.

Конституция Французской Республики содержит невиданные во всей французской республиканской истории ограничения парламентской власти, обусловленные угрозой гражданской войны и фашистским мятежом.

Эта особенность земли как природного объекта заключается её невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведёт к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.

Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда).

К вопросу о разграничении предмета природоресурсного права и земельного права текст научной статьи по специальности — государство и право

The prevailing method of adjusting is imperative. Thus in obedience to legal science, Land law along with Water, Forest and Air behaves to the Natural Resources law, by his subindustry.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Симаева Евгения Петровна К вопросу о разграничении предмета природоресурсного права и земельного права // Вестник ВолГУ.

Источник: http://kinteh.ru/imperativnye-i-dispozitivnye-normy-v-zemelnom-kodekse-52955/

7 Тема 2. Земельные правовые нормы и правоотношения

Императивные нормы в земельном кодексе. Классификация земельно-правовых норм

2часа

  1. Понятие земельных правовых норм и их виды. Механизм реализации земельных правовых норм.

  2. Понятие земельных правоотношений и их виды.

  3. Объекты земельных правоотношений.

  4. Субъекты земельных правоотношений.

  5. земельных правоотношений.

  6. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Задача 1

Арендодательобратился в арбитражный суд с иском карендатору о признании незаключеннымдоговора аренды земельного участка.

Вобоснование своих требований арендодательуказал на то, что договор аренды земельногоучастка, заключенный сроком на 11 месяцевне прошел государственную регистрацию,а согласно закону субъекта федерациина территории которого находитсяземельный участок, все договоры арендынедвижимого имущества подлежатгосударственной регистрации независимоот сроков аренды.

Решитедело.

Вкаких случаях осуществляетсягосударственная регистрация прав наземельные участки и сделок с ними?

Какиесубъекты наделены правом издаватьнормативные акты по вопросам определениякруга прав на недвижимое имущество ивидов сделок с ним, подлежащих обязательнойгосударственной регистрации? Какиенормативные акты устанавливают этоправо?

Задача 2

Закономсубъекта Российской Федерации «Обоснованиях (случаях) бесплатногопредоставления и предельных размерахземельных участков, предоставляемыхгражданам в собственность» установлено,что «земельный участок для обслуживанияжилого дома – земельный участок,предназначенный для обслуживания(эксплуатации) существующего жилогодома (квартиры в жилом доме), включающийв себя земельный участок, находящийсянепосредственно под жилым домом(квартирой в жилом доме), и прилегающуюк нему территорию с хозяйственнымипостройками, и земельный участок,используемый для огородничества(приусадебный участок)»

Соответствуетли приведенное в законе субъектаРоссийской Федерации определениеземельного участка нормам Земельногокодекса РФ? Обоснуйте ответ

Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Земельно-правоваянорма – этоправило поведения субъектов земельныхотношений, которым они должныруководствоваться, совершая своидействия и поступки, принимая ответственныерешения.

ИнститутыОбщей и Особенной части земельногоправа состоят из правовых норм, являющихсяпервичными «клетками», ячейкамиземельного права.

  Занимаяцентральное место в правовом механизмеземельного права и обеспечивая связьи взаимодействие всех его элементов,правовые нормы выступают средствомправового регулирования земельныхот­ношений, ориентируя деятельностьих участников на обеспечение рациональногоиспользования земель и санкционированныегосудар­ством правила поведениясубъектов земельных правоотношений.Зе­мельно-правовые нормы характеризуютсяследующими признаками: общеобязательность,формальная определенность, системностьи государственная природа.

   Выделяютсяразличные виды земельно-правовых норм.

   Взависимости от характера предписанияи способа воздействия на участниковправоотношений выделяются процессуальныеи регулятивныенормы.

   Регулятивныенормы бывают: запретительными (запрещающимисовершать те или иные действия),уполномочивающими на совершениеопределенных действий и обязывающимисовершить какие-либо действия.

   Процессуальныеземельно-правовые нормы делятся на:

  -правонаделительные(определяющие порядок предоставленияземель),

 -правообеспечительные(устанавливающие порядок проведенияземлеустройства),

 -правоохранительные(регламентирующие порядок разрешенияземель­ных споров) и

 -правопрекращающие (определяющиепорядок прекраще­ния прав на земельныйучасток). Возможны и иные классификацииземельно-правовых норм, например поинститутам земельного права.

   Админис­тративныймеханизм реализации земельно-правовыхнорм имеет в своей основе императивныйподход к поведению участников земель­ныхотношений.

Одной из мер административноговоздействия, име­ющего целью обеспечитьрациональное использование и охрануземель, является установление твердогопорядка изъятия и предоставленияземельных участков.

Среди мерадминистративно-правового воздействиябольшое значение имеет государственныйконтроль за использованием земли.

   Существуеттакже экономическиймеханизмправового регулиро­вания земельныхправоотношений.

Он складывается из мердвойственного характерапозитив­ного(экономическое стимулированиепользователей земельных участковдействовать в соответствии сземельно-правовы­ми нормами) инегативного(оказывают влияние на экономическийинтерес пользователя через изъятие унего части получаемого от земли дохо­да- взимание платы за пользование землей,а также взимание платы за загрязнениеземель).

Земельно-правоваянорма, как и всякая иная правовая норма,имеет свою внутреннюю структуру, т. е.составные части, связанные между собойопределенным логическим содержанием.

Структураземельно-правовой нормы

   Земельно-правоваянорма имеет обязательные элементы, безкоторых нормы права как таковой бытьне может.

   Обязательнымиэлементамиземельно-правовой нормы являютсягипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотримих по отдельности.

   1.Гипотезаземельно-правовой нормы определяет условия,  при которыхвозможно ее применение. Эти условиявыражаются, как правило, в наличиифактов, имеющих юридическое значение.

Например, для изъятия земельсельхозпредприятий для государственныхили общественных нужд необходим такойюридически-фактический состав, какрешение на то компетентного государственногооргана; осуществление процедуры  предварительного согласования  мест размещения объекта на изымаемомучастке, возмещение сельхозпредприятиюубытков, причиненных изъятием земельногоучастка, и т.п.

   Еслигипотеза правовой нормы не соответствуетфактическим обстоятельствам дела, тоданную земельно-правовую норму применятьнельзя. Так, если гражданин, заявившийо предоставлении ему земельного участкадля ведения крестьянского хозяйства,не достиг возраста 18 лет, то норму оправе граждан на ведение крестьянскогохозяйства к нему применять нельзя.

   2.Диспозиция земельно-правовой  нормы   выражает   правило  поведения, закрепленное в норме либовытекающее из ее смысла.

Например, в ЗКРФ закреплено правило эффективноиспользовать землю, однако в чем этозаключается — в законе не раскрыто.

Исходя из смысла законодательства,можно сделать вывод о том, чтоземлепользователи  должны,  с одной   стороны,   максимально полно  и  экономно использоватьплощадь предоставленной земли, а сдругой – повышать качество земли каксредства производства.

   Диспозицияправовой нормы зачастую содержится внескольких нормативно-правовых актах.Так, обязанности агронома хозяйствапредусмотрены в правилах внутреннеготрудового распорядка хозяйства и другихнормативно-правовых актах, предусматривающихосновные правила работы на земле.

   3.Санкцияземельно-правовойнормы — обязательный элемент, безкоторого норма не может быть эффективной.

   Санкциейправовая норма отличается от иных норм,не имеющих правового характера (отнаучно обоснованных систем земледелия;от земледельческих традиций, господствующихв данном регионе; от моральных норм ит.п.).

   Санкцияправовой нормы выражается в наказанияхза совершенные нарушения земельногозаконодательства, а также в неблагоприятныхпоследствиях, наступающих в случаененадлежащего поведения субъектовземельных правоотношений.

Структурныечасти земельно-правовой нормы (гипотеза,диспозиция, санкция) излагаются встатьях, пунктах, подпунктах того илииного нормативного акта по-разному.

Особенностиземельно-правовых норм.Поскольку нормы земельного правадействуют в определенной логическойвзаимосвязи, т. е. одни из них регулируютпозитивные (положительные) действиялюдей, другие – правоохранительные -охраняют их от нарушений, то взаконодательной практике допускаетсяраздельное их формулирование.

Воизбежание нежелательных повторений вземельном законодательстве имеютсятакже отсылочные статьи – нормы, которыене излагают полностью их содержания, аотсылают к другим статьям данного илииного нормативного акта.

Применяетсяи прямой способ изложения тех или иныхэлементов правовой нормы – без отсылкик другим статьям нормативного акта.

Видыземельно-правовых норм:

  1. обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи заземлю;

  2. запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;

  3. управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5564583/

Закон24
Добавить комментарий