Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство

Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство

Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство

Федеративное государство – это сложное политико-административное образование, имеющее в своем составе территориальные субъекты. Последние обладают достаточно широкими правовыми полномочиями вплоть до суверенитета, близкого к государственному.

Наиболее общие признаки федеративного государства:

  1. Территориально федерация делится на отдельные субъекты: штаты, кантоны, земли, республики и так далее.
  2. Федеративные субъекты обладают правами принятия собственных законов, конституции, могут иметь свои собственные законодательные, судебные и исполнительные органы.
  3. Однако верховная законодательная, судебная и исполнительная власть относительно всего государства все равно принадлежит федеральным органам. Компетенция между субъектами федерации и ее центром в каждом отдельном случае разграничивается союзной конституцией.
  4. Большинство федеративных государств имеют как общее союзное гражданство, так и гражданство федеральных субъектов.
  5. Основная общегосударственная внешнеполитическая деятельность может осуществляться лишь союзными органами, которые официально представляют страну на международном уровне.
  6. Федеративное правовое государство, как правило, имеет двухпалатный парламент. Одна из палат парламента собирается из представителей регионов страны.

Разновидности федеративного государства

Различают несколько вариантов подобных политико-административных образований. Так, например, относительно конституционно-правовой системы существуют симметричные и ассиметричные федерации.

Симметричное федеративное государство – это государство, в котором все его территориальные субъекты имеют одинаковый конституционно-правовой статус. К примеру, США, где все штаты в этом смысле равны между собой.

И, наоборот, субъекты ассиметричных федераций могут различаться в своих полномочиях. Такое положение дел в Бразилии и Индии.

Кроме прочего, федерации изначально могут формироваться по различным причинам. И в зависимости от этих исторических условий образуются их следующие разновидности:

  • Территориальное федеративное государство. Это те государства, в основу административного деления которых положен сугубо географический признак. Таковы, например, США и Германия.
  • Национальные федерации – здесь сама причина разделения страны на административные субъекты лежит в ее многонациональности. И тогда при делении территории обязательно учитывается фактор компактного проживания народов. Собственно, такой принцип лежит в федеративном устройстве России.
  • Смешанные.

По способу образования они могут быть договорными и конституционными.

Если договорные возникают из более мелких, ранее независимых стран, для решения общих проблем: защиты, эффективной экономической деятельности и так далее, то конституционное федеративное государство – это зачастую бывшее унитарное государство, на определенном историческом этапе преобразовавшееся в своем административно-территориальном делении.

Что такое федерация?

Понятие федеративного государства произошло от латинского слова, обозначающего «объединение», или «союз».

По сути, государственное устройство, при котором отдельные части страны являются автономными образованиями, можно назвать федерацией.

Но при этом такие единицы должны иметь политическую самостоятельность, которая закреплена в правовых документах государства. При отсутствии таких факторов назвать страну «федеративным государством» будет довольно сложно.

Признаки федерации

У обсуждаемой формы устройства должны быть признаки федеративного государства. Так, одним из основных считается присутствие двух ступеней властных органов. Этот признак, в свою очередь, является в то же время и отличием от унитарного государства. Первая система органов власти в федерации называется федеральной, вторая заключает в себя органы субъектов федерации.

Так, у субъектов федерации есть право издавать различные нормативные, правовые документы, в числе которых могут быть законы, приказы, распоряжения и даже собственная конституция.

Изданные таким субъектом федерации нормативно-правовые акты будут обладать юридической силой лишь на территории этого субъекта. Кроме того, у субъектов есть право на свой собственный флаг, герб, гимн.

У них может быть собственная столица и отличный от федерации институт гражданства. Единственное, чего не может быть у такого субъекта — суверенитета.

Рассматриваемые внутригосударственные образования не могут участвовать сами во внешней политике. При этом они могут иметь разнообразные наименования. Обычно эти наименования присваивают в соответствии с историческими или иными факторами. Это могут быть и штаты, и провинции. В нашей стране такие субъекты именуются области, республики и края. В Германии, например, это земли.

Отличие федеративного устройства государства от унитарного

Для унитарного государства характерны целостность и суверенитет. В таком государстве функционирует единая система законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти. Управление в унитарном государстве строго централизовано.

В отличие от страны с унитарным государственным устройством, признаки федеративного государства проявляются в обеспеченной конституционально возможности их субъектов самим формировать органы национальной власти, которые будут функционировать на территории этого субъекта.

Вмешательство центральной (федеральной) власти в этот процесс не допускается.

Отличие от конфедерации

Многие необоснованно считают, что федеративное правовое государство и конфедерация — одно и то же. Это не так. В отличие от федерации, конфедерация является международным союзом отдельных государств. В настоящее время отличить одно от другого достаточно сложно, так как устройство современных конфедераций очень схоже с федерациями, а некоторые даже, можно сказать, почти являются ими.

Основные черты

Необходимо обозначить общие свойства, характерные для основной массы федеративных стран:

1. Территория этих государств состоит из нескольких субъектов (эмиратов, республик, кантонов и других).

2. Федеративное государство – это когда высшая государственная судебная, исполнительная и законодательная власти принадлежат соответствующим федеральным государственным структурам, а вот пределы ее распространения на субъекты, входящие в государство, определяются уже на основе конституции страны.

3. В кое-каких государствах с федеративной организацией его субъекты наделены правами иметь собственную конституцию, а также свои внутренние властные органы (судебные, исполнительные, законодательные).

4. В основной массе существующих государств с устройством в форме федерации имеется одно общее гражданство и гражданство государственных внутренних образований, так называемых федеральных единиц.

5. Внешнюю политику от имени федеративного государства реализуют федеральные аппараты, которые представляют свою страну в отношениях с другими странами. Такое представительство предусмотрено не только в Российской Федерации, но и в Японии, Индии, Италии, Соединенных Штатах Америки и других.

6. Федеративное устройство государства имеет непременным признаком наличие двухуровневого (двухпалатного парламента). В одной из таких палат представляются интересы всей федерации, в другой – интересы субъектов федерации.

Разновидности федераций

Существующие федеративные государства можно разделить на симметричные и асимметричные. Это деление обуславливается их конституционно-правовым статусом.

В первых все государственные образования страны обладают одинаковыми правами и обязанностями, установленными конституцией и иными нормативно-правовыми документами.

Вторые же, наоборот, по конституционно-правовому статусу их субъектов разнятся, то есть у одних субъектов такого государства имеются одни права и обязанности, у иных – другие. Например, к симметричным федеративным государствам следует отнести США, Эфиопию, а к ассиметричным – Индию, Бразилию.

Федеративная система государства подразумевает деление на виды и по критериям их формирования. Здесь такие государства могут быть подразделены на национальные и территориальные. Также существуют и комбинированные, или смешанные, федерации.

Использование территориального признака при формировании государственных образований делает такую федерацию территориальной.
таковым можно отнести Германию и США. Если же государственные образования возникают по национальному признаку, значит такая федерация — национальная.

К национальным федерациям можно отнести существовавшие ранее СССР и Югославию. В тех случаях, когда формирование государства и его образований происходит и по национальному, и по территориальному признаку, страну принято считать смешанной федерацией. Наша страна является одной из них.

То есть от того, каким путем сформировано государство, напрямую зависит его структура, содержание и характер устройства.

Другие способы деления федеративных государств на виды

Следующее разделение федеративных государств происходит по способу образования. Бывают договорные и конституционные федерации. Первые появляются после объединения нескольких ранее независимых государств.

В таком случае между этими странами подписывается договор, после чего появляется одно единое государство. В этом договоре могут быть закреплены условия входа и выхода из федерации (США, СССР). Конституционные федерации возникают из унитарного государства.

В их главных законах (конституциях) указано, что субъекты федеративного государства не имеют возможности самостоятельно выйти из федерации (Бразилия, Россия).

Кроме этого, федерации можно разделить на централизованные и децентрализованные. К первым можно отнести Российское федеративное государство, это же относится и к Германии, а ко вторым относятся Соединенные Штаты Америки и Швейцария.

Сецессия

Сецессия – это право беспрепятственного выхода субъекта федерации из этой федерации, то есть любой ее субъект в любое время может покинуть федеративное государство. Это по-другому называют мягким федеративным государством.

В будущем предвидится, что ныне действующий союз Белоруссии и России, являющийся больше конфедерацией, может перерасти в мягкую федерацию. Примечательно, что субъект федерации при этом сам может быть полноценной федерацией.

Так, государственные образования данного типа находились в составе Боснии и Герцеговины. В составе Союза Советских Социалистических Республик (мягкой федерации) существовала федерация (РСФСР).

Сейчас в составе США имеется такое государство, как Пуэрто-Рико, считающееся свободно ассоциированным. Подразумевается, что оно может свободно выйти из состава Соединенных Штатов в любое время.

Федерации в настоящее время

• Республика Ирак.

• Австралийский Союз.

• Федеративная Демократическая Республика Эфиопия.

• Соединенные Штаты Америки.

• Босния и Герцеговина.

• Союз Коморских Островов.

• Королевство Бельгия.

• Федеративная Республика Нигерия.

• Объединенные Арабские Эмираты.

• Южный Судан.

• Федеративные Штаты Микронезии.

• Республика Индия.

• Федеративная Демократическая Республика Непал.

• Республика Судан.

• Австрийская Республика.

• Малайзия.

• Федерация Сент-Китс и Невис.

• Федеративная Республика Германия.

• Исламская Республика Пакистан.

• Федеративная Республика Сомали.

• Российская Федерация.

• Аргентинская Республика.

• Боливарианская Республика Венесуэла.

• Канада.

• Мексиканские Соединенные штаты.

• Швейцарская конфедерация.

• Федеративная Республика Бразилия.

Следует отметить, что это современные федеративные государства. Однако во все эпохи мелкие княжества, королевства, полисы объединялись, чтобы противостоять общей внешней угрозе.

Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство

Источник: https://superfb.site/zakon/gosudarstvo-i-pravo/federativnoe-gosudarstvo-priznaki-federativnogo-gosudarstva-unitarnoe-i-federativnoe-gosudarstvo.html

Федерация – это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство

Федерация – это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация – одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

  • Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
  • Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
  • Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты – конституции, уставы, основные законы.
  • Субъекты имеют право издавать региональные законы.
  • У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
  • Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • Часть государственной собственности является федеральной, часть – собственностью субъектов.
  • Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата – орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации – международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки – федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти – двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат – орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм – один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма – способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты – Государственной Думы и верхней палаты – Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

  1. Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

  2. Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

  3. Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

  4. Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

  5. Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения – это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

  6. Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • Внешняя политика и оборона.
  • Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
  • Судопроизводство.
  • Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

  • Защита прав и свобод граждан.
  • Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
  • Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
  • Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
  • Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

  • Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства – федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

– Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм – все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций – это признаки федеративного устройства.

Источник: https://www.anews.com/p/111658393-federaciya-ehto-priznaki-i-strany-federativnoe-ustrojstvo-rf/

Унитарное государство: понятие, признаки

Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство

УГ – единоегосударство, система права и органовгосударственное власти которогопостроены и функционируют на основепринципа вертикальной централизации.

Признаки УГ:

1. ТЕ создаютсяорганами центральной власти.

2. ТЕ могутбыть преобразованы и упразднены решениемцентральной властью

3. ТЕ необладают политической самостоятельностью.

4. В ТЕ неторганов законодательной и судебнойвласти действующих от имени ТЕ.

5. В сфереисполнительной власти органы ТЕ входятв единую централизованную системуунитарного государства.

6. органы ТЕподчиняются центральным органам власти.

7. Споры между ТЕ и центра разрешаются в одностороннемпорядке органами центра.

8. Центр можетделегировать ТЕ осуществление частисвоих полномочий посредством изданияодностороннего акта без согласия ТЕ.

Виды:

1. Унитарныегосударства наличием автономныхобразований

2. УГ безтаковых

Федеративное государство: понятие и признаки

ФГ – союзноегосударство, территориальные единицыкоторого обладают определеннойполитической самостоятельностью.

Признаки:

1. Переченьсубъектов имеет конституционноезакрепление.

2. Конституцияфедерации закрепляет разграничениекомпетенции между федерацией и субъектами.

3. Федерацияне может в одностороннем порядке изменитьстатус, компетенцию или упразднитьсубъект федерации.

4. Субъектыфедерации имеют собственные органыгосударственной власти (законодательной,исполнительной, судебной).

5. Субъектыфедерации обладают собственной правовойсистемой (конституцией или уставом),формируемой собственными законодательнымиорганами власти.

6. Субъектыфедерации обладают собственнымгражданством, наряду с федеральнымгосударством.

7. Субъектыфедерации не имеют права сецессии, тоесть не могут выйти из состава федерации.

8. Органысубъектов федерации вертикально неподчинены органам центра.

9. Механизмразрешения конфликтов межу федерациейи субъектами – на первой стадииразрешается путем переговоров. Еслиспор не удается разрешить переговорами,он передается на разрешение суда, чьерешение имеет обязательное значение,как для федерации, так и для субъектафедерации.

10. Делегированиеосуществление полномочий основываетсяна принципе добровольности, чтопредполагает наличие волеизъявленияделегирующего и согласия того, комуделегируют.

11.Представительство субъектов федерациив органах центра – как правило, проявляетсяв наличии в федерации двухпалатногопарламента, одна из палат которогосостоит только из представителейтерриторий, избираемых только отнаселения поделенного субъекта илназначаемого органами власти субъекта.

Виды федеративных государств

Виды:

1. По способусоздания

– конституционные– создаются путем провозглашенияфедеративной формы территориальногоустройства в конституции государства.

– договорные– создаются путем заключения договорамежду самостоятельными государствами,как правило, будущими субъектамифедерации.

2. По принципусоздания

– территориальные– в основу создания или выделения тогоили иного субъекта кладется исключительнотерриториальная целостность

– смешанныйпринцип – помимо территориальногофактора учитывается, а иногда ставитсяво главу угла дополнительные факторы(национальность населения, экономическоеразвитие, язык)

3. По наличиюразно статусных субъектов

– симметричные– все субъекты федерации обладаютравными статусами

– асимметричные– существуют субъекты или целые группысубъектов с разным правовым статусом.

4. По степеницентрализации власти

– централизованные– субъекты обладают четко прописаннойи незначительной компетенцией, афедерация сохраняет за собой основнуюмассу полномочий

– децентрализованные– достаточно больная группа властныхполномочий сконцентрированы в субъектахфедерации. Федерация компетентна толькопо очень важным …

5. По делимостизаконодательного верховенства

– с единымзаконодательным верховенством –коллизия между федеральными и региональнымиактами всегда разрешаются в пользудействия федеральной нормы

– с разделеннымзаконодательным верховенством –приоритет отдается той норме, в чьейсфере компетенции она была принята.

6. По количествууровней

– двухуровневый– две стороны федеративных отношений:федерация и субъекты федерации

– трехуровневый– наряду с федерацией и субъектамифедерации в систему федеративныхотношений включают муниципальноеобразование.

7. По характеруи степен взаимоотношений

– дуалистическиефедерации – в системе разделения властимежду федерацией и субъектами оба уровняфедеративных отношений обладаютсамостоятельностью и независимостью.

– кооперативныефедеративные – в системе разделениявласти между федерацией и субъектамивыделяется сфера, где оба уровня имеютсовместное ведение.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6190453/page:17/

Чем отличается федеративное государство от унитарного? Унитарная и федеративная форма государства

Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство

На планете Земля сожительствует множество стран. Все они имеют многовековую историю формирования и собственные убеждения, традиции. Также государства различаются по своему устройству. В статье рассмотрим, чем отличается федеративное государство от унитарного и конфедерации.

Понятие и формы устройства государства

Формой государственного устройства принято называть порядок территориально-административной организации одного или нескольких государств (союза государств). Она дает представление об отношениях между центром и остальными частями государства, способе разграничений функций между центральными органами и управлениями на местах.

Обычно выделяют две формы государственного устройства в зависимости от уровня самостоятельности государств, входящих в союз. Первая форма – простая. Примером являются унитарные государства. Вторая – сложная. К ней относят федерации и конфедерации.

Стоит обратить внимание на то, что межгосударственные организации (ООН, ОБСЕ) и содружества (СНГ, Содружество Наций) не являются формами государственного устройства, однако в исторической литературе и пособиях по теории государства и права они могут относится к данному институту.

Итак, что такое унитарное, федеративное и конфедеративное государство:

  • Федерацией называют такое устройство, при котором власть является многоуровневой, а субъекты федерации наделены полномочиями и возможностью принятия решений. Это союз обособленных территориальных единиц.
  • Конфедерацией называют такую форму устройства, при которой члены союза объединяются с конкретной целью и делегируют часть своих полномочий органам общей власти.
  • Унитарное государство отличается наличием единого аппарата управления, права и гражданством.

Административно-территориальное устройство

Федеративное и унитарное устройство государства различается по территориальному признаку.

Административные единицы, на которые делится унитарная система правления, не могут обладать статусом государственно-национального образования. Такие страны включают в свой состав регионы, области, которые могут подразделяться на более мелкие субъекты. В каждой стране эти регионы носят разные названия.

Формированию регионов способствуют общие интересы, история и территория. Немаловажную роль играет и уровень экономического развития. Центральные органы власти в данном случае выполняют координирующую функцию, путем налаживания связей между отдельными частями страны.

Субъекты, находящиеся в составе федерации, могут представлять собой государственные образования или страны, обладающие суверенитетом. Все федерации имеют равные права, объединены на добровольной основе.

Отличия аппаратов государственной власти

Чем отличается федеративное государство от унитарного в способах управления территорией?

В унитарном государстве аппараты государственной власти едины для всей страны. Обычно он представлен главой государства, правительством и парламентом. Решения, принятые каждым органом власти, имеют силу на территории всего государства. Местные органы власти, в свою очередь, обязаны подчиняться центральным органам управления. Кроме того, их полномочия значительно ограничены.

При федеративной форме правления у каждого субъекта имеются местные органы исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Они могут не руководствоваться федеральными законами в принятии решений. Как правило, в федерации двухуровневая власть: федеральный и республиканский государственный аппарат.

Полномочия центральной власти и органов власти отдельных субъектов строго разграничены федеральной конституцией. Таким образом, удается избежать концентрации власти в одних руках.

Чем отличается федеративное государство от унитарного по системе законодательства

Для унитарного устройства характерна единая система законодательства. В таком государстве имеется единая Конституция, которая включает описание всех прав и обязанностей как жителей территории, так и органов управления.

В основном правом принимать законы в унитарном государстве обладают лишь центральные органы власти. В свою очередь, нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами отдельных административных единиц, являются лишь подзаконными. Они не могут противоречить основным законам государства.

Федеративное государство обладает двухуровневой системой законодательства, включающей в себя законодательство отдельных субъектов и непосредственно само федеральное законодательство.

Стоит отметить, что до сих пор не определены четкие границы между полномочиями федерации и ее субъектов, поэтому можно говорить о том, что законодательство отдельного субъекта и федеральная система законодательства находятся в сложном соотношении.

Отличия в системе права и суверенитете

При сравнении, чем отличается федеративное государство от унитарного, нельзя забывать о суверенитете и правовой системе.

Унитарное государство отличается единой системой права. Все властные органы в административных единицах в своей работе обязаны, в первую очередь, руководствоваться положениями, закрепленными в нормативно-правовых актах, изданных центральными органами власти.

Вместе с этим странам, обладающим унитарным государственным устройством, присуща единая судебная система. Ее решения распространяются на территорию всего государства.

Единство централизованной судебной системы проявляется в подчинении судебных органов отдельных административных единиц одним и тем же нормам процессуального и материального права.

Суверенитетом в унитарном государстве обладает лишь один субъект – центральные органы власти. Здесь реализуется так называемый принцип объединения населения по территории под единым политическим руководством. В роли политического центра в данном случае также выступает само государство.

Положения, закрепленные в Конституции, подтверждают единый суверенитет. В ней также содержится положение, закрепляющее единую государственность, распространяющуюся на всю территорию страны. Отдельные административные единицы в составе унитарного государства не являются самостоятельными, то есть они лишены суверенитета.

При федеративном государственном устройстве все члены союза имеют право издавать отдельные правовые акты – уставы, конституции и региональные законы.

Субъекты, находящиеся в составе федеративного государства, наделены частичным суверенитетом. Они не обладают правом независимости во внутриполитических и внешнеполитических делах. Отдельные государственные образования не могут выступать в качестве субъектов международных отношений.

Унитарная и федеративная формы государства также имеют отличия в налоговой системе.

Территориальные единицы в составе унитарных государств, в силу отсутствия суверенитета, в сфере внутренней политики полностью подчинены политическому центру – что касается и порядка налогообложения. Это называется одноканальной системой налогообложения: сначала выплаты поступают в центральный аппарат, а потом распределяются по нуждам регионов.

Структура налоговой системы федеративных государств зачастую обусловлена статусом территориальных единиц (штатов, кантонов, земель, республик), входящих в их состав, и сложившихся традиций. Например, в современной Германии органам, осуществляющим власть на территории федеральных земель, разрешено самостоятельно решать вопросы, касающиеся налогообложения.

Федеративное государство отличается двухканальной системой налогообложения. Это значит, что налоги поделены на общефедеральные, поступающие в «центр», и налоги субъектов союза, которые распределяются местной казной.

Можно отметить, что существуют значительные отличия унитарного государства от федеративного. Это абсолютно разные системы управления территориями, которые имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Источник: https://FB.ru/article/372603/chem-otlichaetsya-federativnoe-gosudarstvo-ot-unitarnogo-unitarnaya-i-federativnaya-forma-gosudarstva

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство

> Государство и право > Какие страны называются федеративными

«Федерация» с латинского переводится как «объединение», «союз». Это одна из форм государственного устройства страны. В статье мы подробно разберём, что присуще федеративному государственному устройству, составим список стран с такой системой и выясним, является ли Россия федеративным государством.

  • Федеративное государство и его признаки
  • Признаки
  • Список стран
  • Чем отличаются федеративные и унитарные государства
  • Форма государственного устройства в России

Федеративное государство и его признаки

Федерацией может считаться государство, состоящее из нескольких муниципальных образований. Это могут быть:

  • штаты;
  • кантоны;
  • земли и др.

Каждое образование наделяется государственным суверенитетом. Имеет собственную систему, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государственные образования, входящие в состав федерации, не могут обладать признаками государства. То есть, эти образования не могут выходить из состава союза и лишены права участия в международных отношениях.

: что такое абсолютная монархия, примеры стран.

Федерация делится на виды, которые, в свою очередь, делятся на типы. Выделяют следующие виды по особенностям конституционно-правового статуса субъектов:

  1. Симметричные. В таких странах все субъекты пользуются равными конституционно-правовым статусом. Примером такой федерации является Америка.
  2. Асимметричные. Регионы пользуются различным конституционно-правовым статусом. Примером может служить Бразилия.

Различают федерации по особенностям формирования:

  1. Территориальные. В основе формирования лежит территориально-географический признак. Примером могут служить Германия и Америка.
  2. Национальные. При формировании территории использовался национальный признаком. Признаком такой федерации может служить бывшая Чехословакия и Югославия.
  3. Смешанные или комбинированные. В основу формирования входят два предыдущих признака. Примером такой федерации может служить Россия.

Различают федерации по способу образования:

  1. Договорные. Образуются на основе договора между независимыми друг от друга государствами. Они объединятся для совместного решения общих вопросов.
  2. Конституционные. В большей степени конституционные федерации образуются на базе унитарных стран. В законе этих стран прописан главный принцип – целостность территории и запрет свободного выхода из состава страны. Примером таких государств могут служить Россия, Бразилия, Германия.

Различают федерации по степени централизации власти:

  1. Централизованные. Примером могут служить: Россия, Германия, Аргентина.
  2. Децентрализованная. Пример, Швейцария.

: признаки постиндустриального общества, его основные черты.

Признаки

Отличительными признаками федеративных стран являются:

  1. Общая территория, которая в политико-административном отношении не является единым целым. Она состоит из нескольких территорий, которые имеют свои собственные административно-территориальные деления.
  2. Единая конституция. При этом в субъектах может быть собственная конституция. Это указывает на то, что субъекты обладают учредительной властью.
  3. Законодательная власть федерации и её субъектов. Субъекты имеют право издавать законы, которые действуют только на территории принимающего субъекта. При этом законопроекты не должны противоречить федеральному законодательству.
  4. В стране есть двухпалатный парламент страны и субъектов, федеральное правительство и органы управления на местах.
  5. Возможность иметь гражданство всей федерации и субъектов. Есть страны, где можно иметь двойное гражданство.
  6. Субъекты наделены собственной правовой и судебной властью.
  7. В федерации действует общая налоговая и денежная система.
  8. Субъекты не могут самовольно отделяться и не являются субъектами международного права. Но в договорных отношениях они вступать могут.
  9. В традиционной федерации оборона и внешняя политика принадлежит федеральному правительству, а образование – региональным властям. Налогообложение разделено между обоими.

Список стран

Список федеративных стран Азии:

  • Пакистан.
  • Малайзия.
  • Объединённые Арабские Эмираты.
  • Индия.
  • Непал.
  • Мьянма.

Список стран Африки:

  • Сомали.
  • Эфиопия.
  • Нигерия.
  • Судан.
  • Южный Судан.
  • Союз Коморы.

Государства Северной и Южной Америки:

  • США.
  • Мексика.
  • Бразилия.
  • Сент-Китс и Невис.
  • Канада.
  • Венесуэла.
  • Аргентинская.

Федеративные государства Австралии и Океании:

  • Федеративные штаты Микронезии.
  • Австралийский Союз.

Список европейских стран:

  • Королевство Бельгия.
  • Босния и Герцеговина.
  • Германия.
  • Австрия.
  • Российская Федерация.

Чем отличаются федеративные и унитарные государства

Унитарной формой государственного устройства обладают государства, в котором субъекты являются едиными административно-территориальными единицами и не имеют собственного суверенитета. Унитарное государство , в отличие от федеративного, имеет единую государственную власть, правовую систему и конституцию.

Главные признаки унитарного государства:

  1. Единый на всей территории учредительный нормативный акт, его законодательная сила имеет одинаковую силу на всей территории.
  2. Высшие органы власти едины для всей территории.
  3. Система законодательства единая для все территории.
  4. Общее гражданство.
  5. Общая денежная система.
  6. Субъекты государства не обладают суверенитетом.

Форма государственного устройства в России

Специалисты давно спорят на тему, является ли Россия федеративным государством. Если отвечать на этот вопрос с юридической точки зрения, то ответ будет положительным.

В Конституции РФ сказано, что Россия – это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав РФ входит 83 субъекта, которые не имеют права самовольно отделяться от РФ. В каждом субъекте есть три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная.

Российские субъекты обладают правом издавать региональные законы, которые не противоречат федеральному законодательству.

Система власти в стране разграничена не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть установлены предметы ведения и полномочия органов власти РФ и органов власти субъектов. В Конституции закреплены эти моменты.

Исходя из этого, можно сказать, что Россия является федерацией, но не в традиционном виде, как, например, страны Европы.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/kakie-strany-nazyvayutsya-federativnymi.html

Закон24
Добавить комментарий