Чем определяется ограничения политических свобод. Гражданские и политические свободы. Гарантии и ограничения политических прав и свобод

Политические права и свободы граждан

Чем определяется ограничения политических свобод. Гражданские и политические свободы. Гарантии и ограничения политических прав и свобод

Министерство высшего и профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра  бизнеса и права

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по курсу: «Конституционное право России»

Политические права и свободы граждан

                                                                                                                           Выполнил:

         студент гр. уЮР-00-2

                                                               Мухтаров Д.Ю.

                                                                           Проверил преподователь:

                                                 Белова Е.Д.                                               

Иркутск 2002 г.

1. Вступление———————————————————————3

2.Основные права и свободы————————————————–3

3.Класификация прав и свобод личности———————————–4

4.Конституционные права и свободы человека и гражданина———-5

5.Основные политические права и свободы——————————–8

                           Часть первая

6.Право граждан на участие в управлении делами государства——–10

7.Право граждан бфть избранными в органы государственной власти

и местного самоуправления—————————————————12

8.Право граждан на равный доступ к государственной службе——–14

9.Право граждан в отправлении правосудия——————————-15

10.Право граждан на еоллективное обращение в государственные

органы  и местного самоуправления—————————————–15

                          Часть вторая

11.Право граждан на свободу мысли и слова——————————-18

12.Право граждан на свободу печати и информации———————-18

13.Право граждан на объединение——————————————–21

14.Право граждан на собрания————————————————-24

15.Вывод—————————————————————————26

16.Список литературы———————————————————–27

 1.Вступление

Российская Федерация – демократическое государство. Само понятие “демократии” предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

Каким же образом  реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона – Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права  и свободы.

Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства – в обязанности предоставить эту защиту.

2.  Основные права и свободы

Основные права и свободы – понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового.

В каком бы государстве ни находился человек – он является свободным человеком, который находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Так, если в ст.

2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы ( без слова “основные”, то есть – все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 ч.2 Конституции РФ говорится, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения”.

То, что к числу основных прав и свобод относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

3. Классификации прав и свобод личности.

Существует несколько классификаций, а именно: в каком порядке расположить конституционные права и свободы, с каких прав начать эту классификацию и какие права являются главными по отношению к другим правам и свободам.

В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим анием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

1) личные (в области личной жизни и индивидуальной свободы) – право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; право на определение своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания;

2) публично-политические (в публично-политической сфере) – свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; свобода собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства; избирательное право; право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

3)социально-экономические (в социально-экономической сфере) – право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право на свободный труд; право на отдых; право на защиту материнства, детства, семьи; право заботиться о детях и их воспитании; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

4) права по защите других прав и свобод – сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя; судебная защита прав и свобод; право на компетентное правосудие; право на получение квалифицированной юридической помощи; презумпция невиновности; право на гуманизм правосудия; право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона; право на применение действующего закона, отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.

Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН в 1948 г.

      В  российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года .

В отличие от основных личных прав , которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством  государства .

Это различие отражает Конституция, адресуя личные права“каждому”, политические – “гражданам” .

4. Конституционные права гражданина и человека

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством – института гражданства (ст.6 п.

2 Конституции РФ) гарантирует, что “каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации”.

Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.

2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством.

Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д.,  что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

 Это и есть различие, отражаемое Конституцией: “личные права” – каждому, политические – “гражданам”.

Однако все политические права и свободы(и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Источник: http://diplomba.ru/work/121618

Правомерное ограничение политических прав и свобод человека

Чем определяется ограничения политических свобод. Гражданские и политические свободы. Гарантии и ограничения политических прав и свобод

Ограничения политических прав и свобод человека диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других людей, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. 3-е изд. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1999. С. 133 – 134..

Конституция РФ в качестве целей ограничения политических прав и свобод устанавливает защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55). В соответствии с ч. 5 ст.

13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В Конституции РФ закреплены временные ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ). В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г.

№ 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее – ФКЗ о ЧП) чрезвычайное положение может являться основанием для применения следующих чрезвычайных мер: ограничение публичных мероприятий (п. «е», «ж» ст. 11); приостановление деятельности общественных объединений (п. «в» ст. 12); запрет выборов и референдума (ст. 14). В соответствии со ст.

7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее – ФКЗ о ВП) на территории, на которой введено военное положение, применяются меры аналогичные вышепоименованным.

Ограничения на создание и деятельность политических партий содержатся в федеральных законах от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» и от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Следует отметить следующие основные законные ограничения политических прав: ч. 3 ст. 32 и ст. 60 Конституции РФ; ст. 7, 9 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ограничивает военнослужащих в правах на объединения, участие в публичных мероприятиях; ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г.

№ 3132-1 «О статусе судей в РФ» судьи лишены права принадлежать к политическим партиям и движениям; абз. 3 ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ограничено право учреждения, членства, участия в общественном объединении; ст. 4 Федерального закона РФ от 17 января 1992 г.

№ 2202-1 «О прокуратуре РФ» установлен запрет прокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели; запрещено проведение публичных мероприятий на территориях, поименованных в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст.

9 указанного федерального закона ограничено время проведения публичного мероприятия, пп. 2 п. 2 ст. 5 установлены ограничения в отношении организаторов публичного мероприятия; основные ограничения пассивного права закреплены в пункте 3.2 ст. 4 Федеральным законом от 12 июня 2002 г.

№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; ограничение участия в качестве присяжных заседателей установленное п. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

№ 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»; иные ограничения, закреплённые в Федеральных законах «О государственной гражданской службе РФ» (п. 13, 14 ч. 1 ст. 17), «О муниципальной службе в РФ» (п. 12 и 13 ч. 1 ст. 14); «О внешней разведке» (ст. 17).

Особую актуальность ограничения политических прав и свобод приобретают в условиях чрезвычайных ситуаций, когда возникающие особые обстоятельства требуют сочетания, с одной стороны, строгого соблюдения прав и свобод, установленных нормами внутригосударственного и международного права, с другой – ограничения этих прав, свобод и наложения на субъектов права дополнительных обязанностей в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций Селивон Н. Критерии ограничения прав человека в практике конституционного правосудия // Конституционное правосудие: Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. Вып. 3 (29). 2005. С. 7 – 39..

Конституции РСФСР 1918 г., 1925 г. и Конституция СССР 1924 г.

Первая Конституция РСФСР имела открыто классовый характер. В ней были законодательно закреплены следующие политические права и свободы распространяющиеся исключительно на рабочих и крестьян: свобода союзов (ст.

16); свобода устраивать собрания, митинги, шествия (ст. 15); право избирать и быть избранными граждан РСФСР, коим ко дню выборов исполнилось 18 лет (ст. 64, в ст.

65 – категории лиц, не имеющих политических прав); право отзыва депутата (ст. 20).

Указанные политические права перекочевали практически в неизменённом виде в Конституции СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г.

Конституцией СССР 1936 г. (утвержденной VIII Чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 г. Юридическое издательство НКЮ СССР. – М., 1937.) и Конституцией РСФСР 1937 г. закреплены изменённые политические права и свободы. Во-первых, сделан акцент на главенство Всесоюзной коммунистической партии (ст. 126).

Во-вторых, приведён закрытый список форм выражения права манифестаций граждан – вместо права свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п. гражданам предоставлена формальная свобода проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций (п. «в», «г» ст. 129). В-третьих, ликвидировано ограничение права избирать и быть избранным (ст. 13).

В-четвёртых, провозглашен запрет преследования за критику.

Конституция СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г. Впервые в Конституции СССР 1977 г. было введено понятие «народ».

В части политических прав и свобод произведены существенные изменения: граждане получили право объединяться в политические партии (ст.

51); общественным организациям предоставлены гарантированные условия для успешного выполнения ими своих уставных задач; в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения посредством обеспечения возможности избирать и быть избранными, принимать участие во всенародных обсуждениях и аниях, в работе государственных органов, общественных организаций (ст.

48); каждый получал право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности (ст. 49), а так же право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов (ст. 58).

Впервые Россия провозгласила права, свободы и обязанности человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991. В 1993 году эти права получили более глубокое развитие в Конституции РФ, которая вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты.

С распадом СССР Россия вступила в новую фазу своего исторического развития, а переживаемый страной общий глубокий кризис породил много до сих пор неразрешимых проблем, связанных с реальным осуществлением прав и свобод, о чем свидетельствует колоссальный рост преступности, прогрессирующие нарушения норм административного, земельного, гражданского, трудового, экологического и других отраслей российского законодательства.

Page 3

Традиционно к политическим относят закреплённые в ст. 30-33 Конституции РФ права и свободы: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантированная свобода деятельности общественных объединений (ст.

30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст.

32); право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); право равного доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст.

32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Некоторые авторы, (Витрук Н.В. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности, М.: «Норма», 2008, С. 169, Лукашева Е.А. Лукашева Е.А. Права человека: Учебник – М.

: ИГ НОРМА-ИНФА-М, 1999, С. 90, Балгай Н.В. Балгай М.В. Конституционное право РФ: Учебник – 6-е изд., изм. и доп. – М.: «НОРМА», 2007, С. 240-246), предлагают относить к политическим свободу убеждений, мнений, высказываний в любой области общественной жизни, свободу мысли и слова (ч. 1 ст.

29), право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29), поскольку эти права выражаются в высказывании мнений публично и по общественно значимым вопросам.

Обоснованность такого подхода подтверждает и Европейский Суд по правам человека, который подчеркивает, что свобода мысли и мнения, а также свобода их выражения имели бы ограниченную сферу применения, если бы отсутствовали гарантии, обеспечивающие возможность разделить свои идеи и убеждения с другими, в частности в рамках объединений, в которые входят лица, имеющие общие убеждения, идеи и интересы.

Некоторые авторы (Смилов Д. Смилов Д. Свобода собраний и политическое представительство Сравнительное конституционное обозрение, 2007, № 4 (61), С. 107, Таева Н.Е. Таева Н.Е. Право иностранных граждан находится на территории РФ, собираться мирно, без оружия Юридический мир, 2006, № 12 , Авакьян С.А. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – Спб.

: 2003, Юрайт-Издат, С. 172 ) указывают на двойственную природу права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, которое может рассматриваться и как личное, поскольку является проявлением свободы слова и свободы передвижения, и как политическое, поскольку является элементом народовластия и формой участия граждан в управлении государством.

Источник: https://studwood.ru/830210/pravo/pravomernoe_ogranichenie_politicheskih_prav_svobod_cheloveka

Закон24
Добавить комментарий